Новость, которая широко распространилась в СМИ о том, что российским фармацевтам грозит административный штраф до 200 тыс. рублей, если они будут скрывать от покупателей информацию о более дешевых аналогах лекарств, представлена некорректно, вводит в заблуждение покупателя и вредит фармацевтическому работнику.
Правило, что фармацевт должен информировать покупателя о наличии всего спектра дешевых аналогов запрашиваемого лекарственного препарата, появилось не сейчас. Оно зафиксировано в ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и в НАП — правилах надлежащей аптечной практики. С 1 сентября появились лишь некоторые уточняющие формулировки. В соответствии с приказом Минздрава, сотрудник аптеки должен предоставить информацию о наличии лекарственных препаратов, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование, в том числе информацию о наличии лекарственных препаратов, имеющих более низкую цену.
Безусловно, работники аптеки должны помогать с выбором препарата, что они и делают. Но на практике обычно встречается ситуация, когда покупатель приходит с уже готовым запросом на определенное торговое наименование, которое рекомендовал врач или которое он принимает давно.
Представьте такую ситуацию: человек просит продать ему конкретное лекарство, а первостольник тратит время, задерживая очередь, чтобы рассказать о всем спектре имеющихся в наличии препаратов. Разве это понравится покупателю? В аптеке всегда представлены препараты одного и того же непатентованного наименования, одного и того же действующего вещества в разной ценовой категории. Разговоры о том, что фармацевт может скрывать от покупателей дешевые препараты, также не имеют под собой никаких оснований. Если речь идет о безрецептурных препаратах, все аналоги можно увидеть на витрине. Доказать так называемое сокрытие можно только путем контрольной закупки, но пока в правоприменительной практике ни одного подобного случая не было.
Лекарственный суверенитет и лекарственная доступность — приоритетные задачи для российской фармацевтической промышленности. Объективно говоря, проблем с импортозамещением нет, практически в каждой группе препаратов есть качественные российские дженерики. Но у наших пациентов часто возникают вопросы, если они не могут найти препарат с конкретным торговым наименованием, лекарство, к которому они привыкли. Именно фармацевт может объяснить, какие препараты пришли на смену другим. Остается проблемой и то, что потеряна связь между врачами и фармацевтами. В аптеках часто сталкиваются с тем, что врачи назначают пациентам торговые наименования, которых уже нет на рынке. О новых, более современных лекарствах, соответствующих по качеству и безопасности всем мировым стандартом, врачи не всегда знают.
К сожалению, сегодня многими врачами потерян и навык выписки рецептов. Совместно с другими профильными ассоциациями мы проводили опросы, в ходе которых выяснилось, что врачи не считают выписывание рецепта своей зоной ответственности. И если фармацевт отпускает лекарство без рецепта, то это нарушение, которое может закончиться штрафом. А у врача нет ответственности за то, что он не выписал рецепт или выписал его неправильно. С каждым годом растет количество «неправильных» рецептов, и все проблемы ложатся на плечи наших пациентов, которые или вынуждены снова возвращаться к врачу, или искать другие методы лекарственной терапии.
Некорректная информация, которая появилась в медийном поле, говорит о том, что размер штрафов для аптечных работников за непредоставление информации о дешевых аналогах повысится до 200 тыс. рублей. Но подобные суммы могут быть назначены лишь юридическому лицу и за грубые нарушения, приводящие к вреду для здоровья человека, или же в тех случаях, когда аптека не соблюдает лицензионные требования. Штраф же должностному лицу, то есть первостольнику, обычно не превышает 5 тыс., и для него должны быть веские основания.
С 1 сентября вводится еще одно изменение — врачи на приеме смогут выписывать биодобавки из утвержденного Минздравом списка. Подчеркну, что качество продаваемых БАДов могут гарантировать именно аптечные сети. Сегодня культура потребления БАДов у нас в России не сформирована, и как минимум 30% из их числа обращается на сером рынке. Постоянно возникают вопросы по тем добавкам, которые продаются через интернет-ресурсы.
Также с сентября ужесточаются правила отпуска лекарств, требующих врачебного контроля, включая наркотические средства, психотропные вещества и препараты из перечня жизненно важных лекарств. Отпуск разрешен только по рецептам, оформленным по единой форме № 148-1/у-88. Реализация препаратов предметно-количественного учета (ПКУ) остается болезненным вопросом для отрасли.
К сожалению, так сложилась ситуация, что коммерческие сети не могут и не хотят заниматься реализацией таких препаратов. Частые проверки Роспотребнадзора, значительные финансовые вложения, привлечение дополнительных кадровых ресурсов, необходимость заключения договоров с Росгвардией, специальная транспортировка и, конечно, огромное количество отчетности — все это привело к тому, что продажа препаратов ПКУ осталась социальной нагрузкой только для государственных аптек. ГУМов и МУПов не так много, в некоторых регионах они отсутствуют.
Сейчас совместно с Всероссийским союзом пациентов мы разрабатываем предложения по лекарственному обеспечению наших граждан в зависимости от места их пребывания. Лекарственная доступность — право каждого из наших граждан.




