Первой фармкомпанией, нашедшей решение проблемы повышения тарифов на свою продукцию в США, стала Pfizer. Белый дом объявил о том, что цены на препараты компании будут установлены в соответствии со стоимостью в других странах с сопоставимым уровнем доходов. А в отношении существующих и новых продуктов Pfizer будет применяться режим наибольшего благоприятствования, то есть освобождение от тарифов, которые в отдельных случаях могут достигать 100%.

Американские налогоплательщики ежегодно финансируют фарминдустрию на миллиарды долларов, но при этом именно в США цены на лекарства остаются самыми высокими в мире. Об этом неоднократно утверждала администрация Трампа, будто бы забывая, что именно более высокие цены на препараты в США поддерживали развитие медицинских технологий, включая онкотерапию, недоступную во многих странах. Администрация США добивалась от фармкомпаний повышения цен в Европе, чтобы компенсировать снижение выручки на американском рынке, и, по данным Bloomberg, уже достигла некоторого прогресса.

Как уже писали GxP News, администрация США имела основания для таких утверждений. Согласно анализу Reuters, цены на новые фармацевтические препараты в стране только в прошлом году выросли более чем вдвое по сравнению с 2021 годом, прежде всего за счет разработки методов лечения редких заболеваний, требующих высоких цен. На основе анализа 45 препаратов Reuters подсчитал, что в 2024 году медианная годовая цена нового препарата составила более $370 тыс. В 2021 же году медианная цена 30 препаратов, выведенных на рынок в первой половине года, составляла $180 тыс. Медианная цена запуска составила $300 тыс. в 2023 году против $222 тыс. в 2022-м.

Гендиректор Pfizer Альберт Бурла, выступая в июне 2025 года на Глобальной конференции по здравоохранению Goldman Sachs, признался, что принимает участие во встречах с администрацией Трампа, где, очевидно, обсуждаются механизмы внедрения указа о тарифах.

И усилия Бурла увенчались успехом. Первой и на данный момент единственной компанией, которой уже удалось найти компромисс с Белым домом, стала Pfizer. Компания договорилась о привязке цен на свои препараты для программы Medicaid к уровню других развитых стран, рассказывает Bloomberg. В обмен компания получила освобождение от тарифов, которые могут достичь 100%, на свою фармпродукцию, как существующую, так и будущую, сроком на 3 года.

Но, указывает Bloomberg, сделка эта касается только Pfizer, все остальные компании должны бороться за свое благополучие самостоятельно. Пока довольны все: Белый дом добился значительных скидок на некоторые лекарства, акции Pfizer выросли более чем на 5%. А фармацевтическая отрасль в целом воспряла духом, надеясь, что и им удастся обойти тарифы. Некоторые компании уже ведут подобные переговоры с администрацией США.

Однако, отмечает Bloomberg, подобный формат точечных договоренностей может снизить прозрачность и усилить неравенство между крупными и малыми фармкомпаниями.

Да и выгоды для пациентов неочевидны: на Pfizer приходится лишь небольшая доля расходов Medicaid на рецептурные препараты, а сама программа и так получает значительные скидки. Эксперты считают, что эффект был бы куда заметнее, если бы эту систему применили к Medicare, программе, рассчитанной на пожилых людей, по которой тратится на лекарства втрое больше, чем по Medicaid.