Примерно 50 млн человек в мире страдают деменцией. К 2030 году, по прогнозам экспертов ВОЗ, их число увеличится до 80 млн. У заболевания до сих пор нет лечения: современная медицина способна лишь затормозить развитие симптомов. Фармкомпании пытаются найти эффективную терапию, но пока безуспешно. Парадоксально, но в то же время объем рынка средств для терапии одной из наиболее распространенных форм деменции — болезни Альцгеймера — в 2025 году оценивается почти в пять раз ниже, чем рынок препаратов от ожирения.

Деменция занимает седьмую позицию в списке основных факторов смертности и является одной из ключевых причин потери трудоспособности и необходимости постоянной помощи у пожилых людей. За последние 20 лет уровень смертности, связанный с деменцией, вырос более чем в два раза — это самый значительный прирост среди всех 30 основных причин летальных исходов.

Самая распространенная форма деменции — болезнь Альцгеймера, на которую приходится порядка 60–70% случаев. Рост числа пациентов с этой необратимой патологией во многом объясняется увеличением продолжительности жизни. При этом терапии, способной остановить или обратить развитие болезни, как и других форм деменции, по-прежнему не существует. Несколько лет назад крупнейшие фармкомпании начали сворачивать проекты в этой области из-за низкой вероятности успеха. Так, Pfizer еще в 2018 году объявил о прекращении всех исследований по поиску новых лекарств от болезни Альцгеймера — а также от болезни Паркинсона.

Однако в 2025 году число клинических исследований все же выросло: по сравнению с 2024-м на 9% — посчитали аналитики «Курсор». В рамках 182 клинических испытаний оцениваются 138 различных лекарственных средств. Более 30 фармкомпаний продолжают разработки препаратов для терапии болезни Альцгеймера. Из них 30% сосредоточены на лечении причины заболевания (DTT), 14% — на улучшении когнитивных функций, 11% — на облегчении нервно-психических симптомов.

Несмотря на количественный рост исследований, значимых прорывов не происходит. Последняя крупная неудача — провал долгожданного клинического исследования Novo Nordisk. Компания проверяла, может ли семаглутид — активный ингредиент препаратов «Оземпик» и «Вегови» для лечения диабета и ожирения — замедлить прогрессирование болезни Альцгеймера. В испытаниях использовался Rybelsus, более ранняя таблетированная форма семаглутида.

По словам представителей Novo Nordisk, хотя в двух отдельных исследованиях терапия семаглутидом привела к улучшению ряда биомаркеров, связанных с болезнью Альцгеймера, замедлить прогрессирование заболевания не удалось. Между тем целью КИ было добиться как минимум 20-процентного замедления снижения когнитивных функций пациентов.

Реакция рынка последовала мгновенно: акции Novo Nordisk упали на 10% — до 274 датских крон ($42,33), что стало минимальным показателем с середины 2021 года. Еще до публикации результатов аналитики называли проект рискованным, а сама компания в частных комментариях сравнивала его с «лотерейным билетом».

Тем не менее, несмотря на жесткую реакцию инвесторов, проведенные испытания, по словам экспертов, могут оказаться полезными для будущих исследований. «Это оставляет небольшой проблеск надежды на то, что в будущем этот препарат может оказаться эффективным, если его использовать на ранних стадиях в качестве профилактической стратегии», — отмечает профессор Тара Спайерс-Джонс, директор Центра исследований мозга при Эдинбургском университете. По ее словам, необходимы дальнейшие испытания, чтобы подтвердить эффективность препаратов класса GLP-1 в профилактике болезни Альцгеймера.

По данным исследования researchnester.com, объем рынка средств для лечения болезни Альцгеймера в 2025 году оценивается в $5,56 млрд, а к 2035 году, как ожидается, превысит $23,49 млрд. Для сравнения: объем мирового рынка препаратов от ожирения в 2025 году оценивается в $25,93 млрд, а к 2030-му прогнозируется рост до $100,97 млрд.

В России объем бюджетного сегмента основных препаратов для лечения болезни Альцгеймера, по данным «Курсор», составил 1,4 млрд рублей в 2024 году. За 10 месяцев 2025-го закупки превысили 1 млрд рублей. На долю «Мемантина», применяемого при умеренной и тяжелой деменции, приходится свыше 91% закупок в стоимостном выражении в 2024 году и более 87% — в 2025-м.