Российская фарма не достигла суверенности в области оборудования и технологий производства, а также разработки и выпуска фармацевтических субстанций, считает генеральный директор петербургской фармкомпании «Солофарм» (юридическое название — ООО «Гротекс») Мамука Михелашвили.
«Внедрены элементы синтеза субстанций, проводится доочистка продукции из Китая и Индии, но полный цикл производства фармсубстанций в России не реализован по большой части препаратов», — сказал он в интервью РБК, отметив, что аналогичная ситуация складывается в области машиностроения для фармы.
При этом, по мнению эксперта, слишком сильные стимулы к локализации создают высокие риски для российских предприятий. Речь, в частности, о правиле «второй лишний», устанавливающем при закупках приоритет компаний с максимальной степенью локализации.
«Производства не появятся только из-за правил регулирования; они требуют значительных инвестиций, которые не окупаются при рынке сбыта внутри одной страны. Выпуск фармсубстанций всегда нацелен на масштабный экспорт. Более того, есть монополисты, производящие ту или иную субстанцию для всего мира, — сказал он. — Принцип «второй лишний» надо внедрять плавно и не директивно, потому что бенефициаром директивного регулирования станет иностранная фарма. Нужна дорожная карта, учитывающая реалистичные темпы технологического развития отрасли. Сейчас индустрия ко «второму лишнему» не готова».
На прошлой неделе стало известно, что запуск механизма «второй лишний» для стратегически значимых лекарственных средств снова может быть перенесен, на этот раз на полгода — с 1 января на 1 июля 2026 года. Подробности — в материале GxP News.
