Результаты последних научных исследований констатируют, что гиперурикемия, то есть увеличение уровня мочевой кислоты в крови, провоцирует развитие не только подагры, но сердечно-сосудистых заболеваний. Как сегодня выстроены алгоритмы лечения гиперурикемии, разбирались GxP News.
Распространенность гиперурикемии (ГУ) в России составляет 18,2% при значительном преобладании среди мужчин — 22,6%, а среди женщин — 15,7%. Специалисты подчеркивают, что ГУ стала междисциплинарной проблемой, ею занимаются врачи разного профиля, в том числе терапевты, ревматологи, гериатры, кардиологи.
В рамках XVI Всероссийского конгресса пациентов обсуждались не только аспекты диагностики и терапии ГУ, но и те противоречия и пробелы, которые существуют в современной клинической практике.
Сегодня перед медицинским сообществом стоит задача снижения количества сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и смертности от них. И хотя факторы риска ССЗ давно известны, подход к ним меняется. Относительно недавно, в 2018 году, среди этих факторов появился новый — повышенный уровень мочевой кислоты, который ранее рассматривался лишь как симптом и фактор риска развития подагры. Оказалось, что на протяжении долгого времени уровень мочевой кислоты может оставаться высоким, но подагра при этом не развивается. Такое состояние получило название бессимптомной гиперурикемии, которая провоцирует у пациентов риск возникновения ССЗ и повышение смертности от них. Кроме того, появились научные данные, доказывающие, что ожирение, диабет и хроническая болезнь почек чаще встречаются у пациентов с ГУ.
Как отмечает профессор кафедры факультетской терапии Института клинической медицины РНИМУ им. Н.И. Пирогова, д.м.н. Оксана Кисляк, сегодня разработан алгоритм действия врача для диагностики у пациента ГУ.
Первый шаг — оценка уровня мочевой кислоты в крови. Но до сих пор отсутствует единый общепринятый количественный критерий. Часть эпидемиологических исследований называет верхней границей нормы МК в сыворотке крови 360 мкмоль/л для женщин и 420 мкмоль/л для мужчин. Но при высоком риске ССЗ целевым уровнем считается 300 мкмоль/л.
«Важно знать, какие кардиологические препараты могут отрицательно влиять на уровень мочевой кислоты и повышать его. Среди них первое место занимают диуретики. Необходимо внимательно оценить тот перечень препаратов, который больной получает, и скорректировать его в тех случаях, когда есть ГУ», — сказала Оксана Кисляк.
Следующий этап эффективного лечения — информирование пациента, которое является гарантией приверженности терапии, готовности к изменениям в образе жизни и подборе диеты. Также у современной медицины есть возможность скорректировать состояние пациента с высоким риском ССЗ с помощью лекарственной терапии. «Препаратом выбора является аллопуринол. Если раньше он использовался при подагре, то теперь может внедряться в терапию пациентов для снижения сердечно-сосудистого риска», — добавила Кисляк.
О том, что ГУ лежит в основе коморбидности и провоцирует развитие ряда заболеваний, касающихся различных систем и органов, в своем выступлении говорила доцент кафедры терапии и полиморбидной патологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, к.м.н. Елизавета Эбзеева. По ее словам, данные эпидемиологических исследований говорят о том, что ГУ повышает риск развития артериальной гипертензии на 50% и более чем на 60% хронической болезни почек. В тоже время ГУ является не только причиной, но в ряде случаев следствием имеющегося заболевания, например, артериальной гипертонии. «Получается такой порочный круг, который как в воронку затягивает пациента, усугубляя его состояние и определяя крайне неблагоприятный прогноз. При этом страдает не только качество жизни пациента, но и в каких-то случаях ее продолжительность», — сказала Елизавета Эбзеева.
Также она подчеркнула, что в последних клинических рекомендациях по лечению артериальной гипертензии содержится указание на необходимость определения уровня мочевой кислоты у пациентов с этим заболеванием. Доказано, что лекарственная терапия с применением препаратов на основе аллопуринола снижает риск ССЗ, их осложнений, риска развития инфаркта или инсульта и смертность пациентов.
«Назначают аллопуринол не просто с целью снижения уровня мочевой кислоты, а по эскалационной схеме с наращиванием до той дозы, которая способствует снижению уровня мочевой кислоты до целевых значений. Это действительно влияет на риски развития ССЗ, улучшая прогноз для пациентов», — добавила Эбзеева.
О том, что уровень мочевой кислоты растет с возрастом и влияет на процессы старения, в своем выступлении говорила главный внештатный специалист гериатр Минздрава РФ, д.м.н. Ольга Ткачева.
При повышенном уровне мочевой кислоты наблюдается целый комплекс заболеваний, которые связаны между собой патогенетически: ишемическая болезнь сердца, хроническая сердечная недостаточность, инфаркт миокарда, хроническая болезнь почек, мочекаменная болезнь, инсульт, диабет 2-го типа, подагра. Это возраст-ассоциированные заболевания, и при своевременной реакции врача на показатель уровня мочевой кислоты можно задержать их развитие.
Уровень мочевой кислоты включен в факторы риска развития сердечно-сосудистых катастроф как в европейских клинических рекомендациях, так и в российских. По словам Ткачевой, необходимо учитывать уровень мочевой кислоты при определении кардиоваскулярного риска: при прочих равных риски у пациентов с высоким уровнем мочевой кислоты будут намного выше. По мнению эксперта, профилактика ГУ играет значимую роль как в поддержании мышечной силы, так и минеральной плотности костной ткани, что является важными показателями для профилактики возрастных изменений в гериатрической практике.
На сегодняшний день своевременный контроль уровня мочевой кислоты является важной задачей оказания квалифицированной медицинской помощи. Пациентам с бессимптомной гиперурикемией специалисты рекомендуют не только коррекцию рациона питания, снижение потребления алкоголя и физические упражнения. Лекарственные препараты, применяемые в терапевтической практике, серьезно влияют на результаты лечения гиперурикемии.


