Развитие химической промышленности и индустрии новых материалов — основа технологического суверенитета страны. Национальный проект «Новые материалы и химия», стартовавший в 2025 году, стал одним из ключевых инструментов этой стратегии. Основной фокус проекта — сегмент мало- и среднетоннажной химии, создающей инновационные материалы и технологии для фармацевтики.
Нацпроекты — это дорога с двусторонним движением, где с одной стороны есть регулятор, который инвестирует в производителей с учетом потребностей государства, а с другой — отраслевые компании, готовые создавать перспективные инвестиционные проекты. Но на сегодняшний день не все компании понимают, как они могут подключиться к реализации нацпроекта «Новые материалы и химия». Поэтому одна из задач ассоциации «Росхимреактив» — просвещение и поддержка представителей отрасли.
В рамках нацпроекта планируется развивать производство порядка 150 продуктов по 23 производственным цепочкам. По этому направлению уже проделана огромная работа: цепочки проанализированы и данные по ним готовы практически на 100%.
Логика национального проекта строится на том, чтобы развивать не отдельные продукты и проекты, а «комплексы взаимосвязанных технологических переделов», начиная от сырья и заканчивая готовой продукцией. Ведь, не имея среднетоннажного сырья, производители малотоннажной, тонкой и специальной химии не смогут эффективно развивать и увеличивать количество своих продуктов. А значит, не смогут вписаться в ту экономическую реальность, которая продиктована рынком, и эффективно конкурировать с китайскими и индийскими производителями. Именно поэтому нацпроект сфокусирован на том, чтобы создать для сырьевую базу для различных отраслей экономики.
Хотя фармотрасль уже многого добилась и наращивает производство собственных активных фармсубстанций, впереди еще много работы. Сегодня Минпромторг в рамках нацпроекта сформировал цепочку АФС, которую нужно начать производить внутри страны. Ряд таких продуктов был поддержан государством в этом году, и я думаю, что в ближайшее время благодаря мерам поддержки мы увидим их на рынке.
К счастью, отношение к российским производителям сырья в отрасли меняется. Мы видим большую заинтересованность со стороны фармацевтической отрасли к отечественной продукции. Помимо этого, фармацевтика заинтересована в малотоннажной химии. Но тут мы должны спросить себя: может ли химпром позволить себе производить, условно, «килограмм» под нужды фармпредприятия? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что от того, сколько зарабатывает компания, напрямую зависит объем инвестиций в собственное развитие и увеличение номенклатуры производимых продуктов. На рынке есть примеры, когда, несмотря на небольшую маржинальность одного конкретного килограмма, при наличии достаточно большого пула продуктов для фармкомпании, его производство становится экономически интересным. Но даже в тех случаях, когда этого пула продуктов у компании нет, но есть большое количество потребителей из других отраслей, можно позволить себе пойти навстречу фармотрасли. И наши компании часто идут навстречу, даже если в моменте это кажется не очень выгодным.
Еще один важный аспект, затрагиваемый в нацпроекте, — преодоление кадрового кризиса в отрасли. За этот год мы перешли от общих разговоров о необходимости подготовки кадров, которые смогут работать в отрасли, к тому, чтобы дать конкретные инструкции, прописать шаги взаимодействия предприятий с образовательными учреждениями разных уровней. И наша задача как ассоциации — вовлечь в эту работу не только крупный бизнес, который и так эффективно работает в этом направлении, но и средний, и малый.
Ситуация с кадрами для высокотехнологичного производства сегодня, и правда, сложная. Нашим компаниям нужны «универсальные солдаты», которые понимают, как можно «заземлить» науку, как поднять производство на уровень высоких технологий, как работать с большим количеством продуктов.
Мы недавно провели опрос, чтобы понять какие компетенции нужны сегодняшнему химпрому. Оказалось, что запрос не ограничивается наличием практических навыков у соискателей. От них также ждут понимания и твердого знания теории. А для компаний, которые занимаются малотоннажной химией, идеальный сотрудник имеет также и опыт управления проектами. То есть портрет самого востребованного специалиста выглядит так: это человек, который имеет химическое образование, твердо знает теорию, хорошо разбирается в практике, и при этом может управлять продуктом (к примеру, довести его от идеи до лаборатории, а затем и до реализации на производстве). Это уникальные кадры, их нужно готовить специально. И мы видим большую поддержку в этом вопросе со стороны вузов, у которых созданы кадровые службы, работающие с работодателями.




