Еще недавно слово «ферритин» было малоизвестно широкой общественности, но за прошлый год россияне потратили рекордные 14 млрд рублей на препараты железа и 3,65 млрд рублей на железосодержащие биодобавки. Является ли эта тенденция просто модным трендом в борьбе с хронической усталостью или же уровень ферритина стал краеугольным камнем здоровья?

Ферритин сегодня — один из самых модных анализов, спрос на который, по словам экспертов, вырос за последний год вдвое, а то и втрое. Под хештегами «ферритин» и «дефицит железа» выходит огромное количество роликов и публикаций в соцсетях, в них рассказывается, что от этого показателя зависит все: внешность, здоровье, работоспособность, психологическое состояние. Доказательная медицина действительно уже давно бьет тревогу: хроническая усталость, частые ОРВИ, ломкость и выпадение волос — все это может быть симптомами железодефицитной анемии.

Ферритин — это белок, который представляет собой своеобразный склад для железа и мобилизуется, когда организму требуется больше железа для производства гемоглобина или поддержки важных процессов. Его уровень в сыворотке крови позволяет оценить, какие запасы железа есть у организма. Он тесно связан с работой не только кроветворной, но и нервной, иммунной и мышечной систем. При дефиците железа ферритин падает первым, а снижение гемоглобина — поздняя стадия, когда резервы истощены.

Железо в цене

При выявленном дефиците железа врач может назначить терапию препаратами. Однако в продаже широко представлены и безрецептурные средства, которые имеют в составе железо. Люди часто принимают их самостоятельно при симптомах сонливости и усталости или для профилактики анемии.

«В этом сегменте рынка есть довольно большое разнообразие БАД. По предварительным оценкам, в 2025 году объем продаж в рознице был на уровне 3,65 млрд рублей, включая НДС, и всего за год продано порядка 4,5 млн упаковок. Динамика высокая — примерно 24% в рублях относительно 2024 года и 18% в упаковках», — говорит директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

Динамика продаж лекарственных препаратов железа несколько ниже, в первую очередь это связано с тем, что многие из них являются рецептурными. По данным аналитической компании RNC Pharma, суммарно в 2025 году на розничном рынке России было продано 15,5 млн упаковок на сумму 14,1 млрд руб. Динамика относительно 2024 года составила 11% в упаковках и 14% в рублях. Спрос на эту группу препаратов растет от года в год, например, в 2024-м относительно 2023-го натуральный объем вырос на 5%, рублевый на 25%, а в 2023-м относительно 2022-го — на 8% и 24% соответственно.

Лидер по продажам в рознице в 2025 году — препарат «Сорбифер Дурулес» («Эгис») — 26,2% рынка, второе место у продуктов «Феринжект», «Мальтофер», «Венофер» («Вифор Фарма») — 20,6% рынка, а третье место с 16,7% занимает препарат «Феррум Лек» («Сандоз»).

Отечественные компании занимают относительно небольшую долю рынка — всего 4,3% в рублевом выражении по итогам 2025 года, но динамику демонстрируют колоссальную — плюс 51% в руб. Лидирует среди них «Сотекс» с препаратом «Ликферр100», он же показывает рост на 62% в рублях и фактически обеспечивает общий результат по российской фарме.

В компании «Эгис», которая является лидером рынка препаратов железа, также отмечают стабильный рост категории антианемических препаратов. Директор по обеспечению доступа препаратов на рынок и взаимодействию с государственными и общественными организациями Ирина Курашкина считает, что рост обусловлен увеличением выявляемости дефицита железа, повышением осведомленности населения и высокой частотой железодефицитных состояний, особенно среди женщин.

«Этот рост продаж — не всплеск, а результат системных изменений в последние годы: смещение фокуса медицины на латентный дефицит железа, влияние постковидного синдрома как триггера для обследования и повышение грамотности пациентов. Для нас важно, чтобы рост отражал качество помощи, а не рыночный ажиотаж. Поэтому мы фокусируемся на комплексной работе: от доказательного диалога с врачами до просвещения пациентов», — говорит Ирина Курашкина.

Ранее, в 2024 году, программа «Ферритин-2023» фармакомпании «Эгис» была признана лучшим медико-социальным проектом России. В его рамках тысячи женщин из десятков городов страны смогли бесплатно проверить уровень ферритина, что позволило получить данные о масштабе дефицита железа и подтвердило необходимость его раннего выявления. По мнению Ирины Курашкиной, дефицит железа должен оставаться в фокусе общественного здоровья, станов общей задачей медиков, государства и социально ответственного бизнеса.

Ферритин в дефиците

С 90-х годов эксперты ВОЗ говорят о том, что крайне важно выявить дефицит железа, в первую очередь, на ранних этапах беременности и у детей младшего возраста, поскольку недостаток железа влияет на развитие мозга.  

По словам директора Департамента ВОЗ по вопросам питания и безопасности пищевых продуктов д-ра Франческо Бранка, сокращение распространенности анемии — одно из направлений общих усилий по ликвидации всех форм неполноценного питания. Анемией до сих пор страдают 614 миллионов женщин и 280 миллионов детей во всем мире.

Несмотря на актуальность, анализ на ферритин не применяется в рутинной терапевтической практике.

«Во всем мире проблема с выявлением уровня ферритина одинаковая. Это дорого, неточно и не повсеместно. Каждое государство решает ее по-своему. Мы с 2022 года провели несколько крупных исследований. У нас была возможность сделать анализ бесплатно во многих городах России плюс получить обезличенные данные из ряда лабораторий. Это позволило понять, что происходит в популяции с железодефицитом, и что ситуация серьезная. Поэтому последние несколько лет я езжу по стране, обучаю врачей первичного звена, повышая их осведомленность о проблеме анемии», — рассказывает руководитель курса гематологии кафедры госпитальной терапии с курсами эндокринологии, гематологии и клинической лабораторной диагностики медицинского факультета РУДН профессор Николай Стуклов.

В текущих клинических рекомендациях зафиксировано: если пациент относится к группе риска, то он нуждается в ежегодном скрининге на предмет дефицита железа — это клинический анализ крови и обязательно обмен железа с определением ферритина. В группу риска входят женщины с обильными менструациями, нерегулярно потребляющие мясную пищу, и те, у кого ранее был зафиксирован диагноз железодефицитной анемии.

При этом, по словам Николая Стуклова, 96% женщин репродуктивного возраста в России нуждаются в дополнительных дотациях железа, а около 76% имеют такой дефицит железа, который требует коррекции с помощью препаратов.