Вирус папилломы человека специалисты называют «тихим» вирусом. Долгое время он может не выдавать себя, воздействуя на здоровые клетки. Специалисты делают прогнозы, что без профилактических мер число женщин с диагнозом рака шейки матки будет продолжать расти и к 2030 году может достичь 30 случаев на 100 тысяч. О том, какие профилактические меры есть сегодня, рассуждали эксперты во время XXVII Конгресса педиатров России.

Немецкий ученый Харальд цур Хаузен в 1976 году высказал гипотезу, что вирус папилломы человека способствует развитию рака шейки матки. В 1983 году он идентифицировал онкогенные ВПЧ типов 16 и 18. В 2008 году получил за свои работы Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Это открытие доказало связь между вирусом папилломы человека и онкологическими заболеваниями и стало первым шагом к созданию вакцин против ВПЧ.
Со времени открытия прошло 30 лет, однако вирус продолжает находиться под пристальным вниманием ученых. Эксперты ВОЗ утверждают, «что в какой-то момент ВПЧ инфицируются все лица, ведущие половую жизнь». По данным различных источников, распространенность ВПЧ в регионах России колеблется от 14% до 84,5%.
Риск развития злокачественных новообразований напрямую зависит от иммунитета человека и от типа вируса. Типы 16 и 18 относятся к вирусам высокого онкогенного риска, они вызывают рак шейки матки более чем в 70% случаев, в 90% — рак анального канала, а также ответственны за большинство случаев рака полости рта и глотки, вульвы, влагалища и полового члена. Определенные типы ВПЧ (в частности, 6 и 11) способны вызывать целый ряд доброкачественных изменений: например, папилломы на коже, кондиломы, папилломатоз гортани.
Рак шейки матки может прогрессировать в течение 5–7 лет — от момента проникновения вируса в эпителий до формирования злокачественной опухоли.
По словам главного внештатного специалиста Минздрава РФ по гинекологии детского и юношеского возраста Елены Уваровой, рак шейки матки — серьезная социально значимая проблема. «Он на первом месте в структуре смертности от злокачественных новообразований, второй по частоте рак у женщин с 15 до 44 лет, четвертый по частоте рак у женского населения и занимает шестое место по количеству потерянных лет жизни у женщин в России», — говорит Уварова.
Несмотря на высокий уровень зараженности, многие люди не знают о своем статусе носителя, так как опасных симптомов не появляется. При этом, в отличие от большинства других вирусов, передающихся половым путем (вирус простого герпеса, вирус иммунодефицита человека, вирусы гепатитов), ВПЧ способен элиминироваться самостоятельно в течение нескольких лет. Организм справляется с инфекцией сам, так как вирус располагается в верхних слоях кожи, которые постоянно обновляются. Но происходит это далеко не во всех случаях, и полагаться на это не стоит.
Сегодня доказано, что именно ВПЧ-инфекция влияет на репродуктивную функцию женщин и мужчин. «За последние годы накоплены сведения, что ВПЧ-инфекция влияет на течение беременности и здоровье новорожденного. Повышается частота самопроизвольных выкидышей в первом триместре и частота преждевременных родов. Развиваются воспалительные изменения с тромбозами. И самое печальное — задержки внутриутробного роста и развития плода», — рассказала Елена Уварова.
В России с 2026 года в рамках репродуктивной диспансеризации по ОМС стал доступен анализ на ДНК вируса папилломы человека. Диагностические исследования включены в первый этап диспансеризации для женщин в возрасте от 21 до 49 лет с целью выявления вируса еще до появления клеточных изменений.
Вакцинация как способ победить рак
Единственным эффективным средством защиты от папилломавирусной инфекции на сегодняшний день является вакцинация, предпочтительно в подростковом возрасте, до начала половой жизни, или позже, до 45 лет.
В 2006 году в США была одобрена первая вакцина от ВПЧ — «Гардасил», многие страны включили ее в свои национальные прививочные календари. Стоит отметить, что Австралия близка к победе над раком шейки матки благодаря внедрению национальной программы вакцинации и регулярному скринингу: уровень заболеваемости снизился до 7 случаев на 100 тысяч населения. В России вакцина входит в региональные календари или программы лишь в 43 регионах.
В марте 2025 года фармкомпания «Нанолек» зарегистрировала первую российскую вакцину против вируса папилломы человека «Цегардекс», которая, как и «Гардасил», защищает от четырех типов вируса: 6, 11, 16 и 18. В январе 2026 года производитель получил разрешение на применение вакцины у детей 9–17 лет.
Рассказывая о результатах многоцентровых рандомизированных исследований по оценке иммуногенности, переносимости и безопасности рекомбинантной четырехвалентной вакцины, заведующая кафедрой эпидемиологии и гигиены ФГБОУ ВО ПГМУ им. ак. Е. А. Вагнера Ирина Фельдблюм подчеркнула, что они подтвердили эффективность в сравнении с референтным препаратом. Также продемонстрирована сопоставимая безопасность «Цегардекса» с препаратом сравнения.
«Проведенные исследования подтверждают хорошую переносимость, благоприятный профиль безопасности и потенциально высокую эффективность российской вакцины», — сказала Ирина Фельдблюм.
Первые партии вакцины выйдут в гражданский оборот во второй половине 2026 года. Производство организовано в Кировской области по полному циклу — от наработки антигена до выпуска готовой лекарственной формы.
Таким образом, в России созданы все необходимые научные, клинические и производственные предпосылки для включения вакцинации против ВПЧ в Национальный календарь профилактических прививок, чтобы сделать ее доступной не для отдельных регионов, а для всей страны.
Поддержка на федеральном уровне и принятие единой программы, как это сделано во многих странах мира, помогут достичь системных результатов гораздо быстрее. По мнению академика РАН, председателя Союза педиатров России Лейлы Намазовой-Барановой, именно на педиатров ложится ответственность за то, чтобы компактно, доходчиво и аргументированно рассказывать родителям о современных методах иммунопрофилактики.
«Те возможности, которые открылись сегодня в связи с профилактикой онкологических болезней благодаря вакцинации от ВПЧ, нельзя переоценить. Родители должны понимать, что вакцинация — это не только защита от инфекционных болезней, это изменение траектории целой жизни», — резюмировала Лейла Намазова-Баранова.