Есть ли у российских фармпроизводителей шансы…?

0
939
таблетки
таблетки

Деловое издание РБК-Журнал подготовило аналитический материал на тему «Есть ли у российских производителей фармпрепаратов шансы увеличить свое присутствие на рынке?» Эксперты портала Pharm-MedExpert.Ru Настасья Иванова и Иван Данилов прокомментировали ряд наиболее острых проблем российской фармотрасли.
22.07.2009

Лекарственный пат

Есть ли у российских производителей фармпрепаратов шансы увеличить свое присутствие на рынке?

Торговлю медикаментами сами участники рынка называют третьим по прибыльности бизнесом в мире после торговли наркотиками и оружием и утверждают, что никакой кризис ей не страшен.

Однако сейчас и для этого эльдорадо настали не лучшие времена. Сильная зависимость российского рынка от импорта привела к росту цен и, как следствие, к падению продаж в натуральном выражении. В подобной ситуации самый логичный сценарий — увеличение объемов производства внутри страны. Между тем поднять отечественные предприятия, находящиеся в глубоком ауте, невозможно, считают эксперты. И наиболее вероятный вариант развития событий — усиление присутствия в России западных производителей.

Падение и рост

Несмотря на снижение спроса, продажи фармпрепаратов в нашей стране с начала года идут вверх. Впрочем, лишь в денежном выражении. Столь серьезного повышения цен, как на лекарства, с наступления кризиса не наблюдалось, пожалуй, ни на один вид товаров народного потребления. «В феврале 2009-го медикаменты подорожали сразу на 5, 2%, тогда как продукты — на 1, 9%, — сказал журналу «РБК» глава холдинга «Здоровая планета» Роман Бурмистров. — При этом цены на отдельные виды лекарств подскочили на 5-16%». По словам гендиректора Национальной дистрибьюторской компании Настасьи Ивановой, основные причины наметившейся тенденции — ослабление рубля, рост банковских ставок по кредитам (с 13 до 25-30% годовых), высокая доля импорта и отсутствие господдержки отечественных производителей. «Увеличение цен вызвано желанием игроков рынка улучшить, а зачастую и спасти свое положение в условиях финансовых трудностей», — поясняет руководитель отдела развития бизнеса Bayer HealthCare в России Алексей Быканов.

Дистрибьюторы отмечают парадоксальную ситуацию: розничные цены в настоящий момент ниже оптовых, поскольку аптеки до сих пор распродают прошлогодние запасы. «Иностранные поставщики взвинтили цены и уменьшили сроки оплаты, — говорит Настасья Иванова. — Последнее вынуждает их российских коллег либо брать кредиты под огромные проценты, либо сокращать ассортимент». Потребительская же активность, видимо, продолжит снижаться, так как розница рано или поздно начнет торговать новыми, уже подорожавшими партиями пилюль. Редактор портала Pharm-MedExpert.ru Иван Данилов прогнозирует, что стоимость лекарств будет повышаться и впредь, но не такими быстрыми темпами, потому что курс рубля более-менее стабилизировался. В целом за год, по его мнению, они составят 25-30%.

Алексей Быканов полагает, что, несмотря на растущие цены, по итогам 2009-го фармрынок не покажет прежней динамики. «В мировых валютах его объем сохранится на прошлогоднем уровне или, возможно, немного снизится, — рассуждает представитель Bayer HealthCare. — А вот динамика рынка в натуральном выражении может оказаться отрицательной».

Где найдешь, где потеряешь

Поскольку дорожают в основном импортные медикаменты, для отечественных производителей вроде бы должны настать золотые времена. Однако на деле это не так. Главная проблема российских фармкомпаний — не конкуренция с западными коллегами, а неспособность к ней. Сейчас в нашей стране работает более 600 различных фармпроизводств, констатирует Иван Данилов, но изготовляемые ими препараты неконкурентоспособны. Раньше отечественные предприятия выезжали на госзаказе, а сегодня и это направление под угрозой. «Участие в госпрограммах принципиально важно для всех производителей, — убежден заместитель гендиректора по развитию компании «Нижфарм» Иван Глушков. — Финансовый кризис, безусловно, не лучшим образом сказался и на этом сегменте фармрынка. Однако, принимая на себя обязательства по госзаказу, поставщики сознательно шли на риски, связанные с отсрочкой платежей».

Правительство РФ разрабатывало постановление, согласно которому к 2010 году российские фармпроизводства обязаны были бы соответствовать западным стандартам. Но принять такой проект — значит закрыть практически все заводы. «О том, что фармпромышленность России должна отвечать международному стандарту GMP [Good Manufactured Practice. — Прим. «РБК»], эксперты и чиновники говорят давно, — рассказывает Настасья Иванова. — Между тем производители внедрять его не торопятся: потратить 10-20 млн. долларов на переоборудование завода или 50 млн. на строительство нового способен далеко не каждый». Все рассчитывали на государственные деньги. Но, по мнению Романа Бурмистрова, кризис поставил крест на планах Минздравсоцразвития. В ближайшей перспективе привлечь дешевые финансовые ресурсы большинству отечественных фармзаводов вряд ли удастся, а ведь только топ-50 предприятий отрасли понадобится от 500 млн. до 1 млрд. долларов. «В России почти полностью разрушена исследовательская база, — добавляет г-жа Иванова. — К тому же в нашей стране дефицит квалифицированных кадров».

Микстура от невзгод

С 2006 года, когда отечественный фармрынок продемонстрировал фантастический рост в 30%, он стал особенно привлекателен для зарубежных инвесторов. Тогда основным стимулом развития была программа дополнительного лекарственного обеспечения, в рамках которой государство закупало медикаменты для льготных слоев населения. «С тех пор рынок, конечно, уже не показывает таких феноменальных темпов роста, но, даже несмотря на их сокращение до 10-15% в год, Россия остается притягательной для иностранного капитала, — комментирует Настасья Иванова. — Другое дело, что в условиях кризиса западные инвесторы к нам не торопятся». Впрочем, едва ли затишье окажется долгим. Алексей Быканов считает, что стагнация в нашей стране затянется не более чем на два года.

«Компания Pfizer по-прежнему высоко оценивает потенциал российского рынка и ожидает его дальнейшего роста, поскольку потребность в эффективных лекарствах еще очень далека от удовлетворения, — отмечает в беседе с корреспондентом журнала «РБК» глава представительства Pfizer в России Режис Ломм. — Мы нацелены на укрепление своих позиций». И пусть пока официальных заявлений от иностранцев об открытии новых производств в нашей стране не поступало, многие игроки рынка не сомневаются, что это произойдет в скором будущем. А так как практически все привлекательные активы уже раскуплены, речь, вероятно, пойдет о строительстве заводов. «Меры по усилению позиций локального производства, принимаемые правительством РФ, могут привести к тому, что зарубежные компании в ближайшее время начнут активную работу по приобретению или строительству производственных мощностей на территории России», — подтверждает Иван Глушков.

Правда, Алексей Быканов замечает, что для расширения производства необходимы экономические преимущества. И пока государство не приняло подобных программ, привлечением иностранных инвесторов озаботились местные власти. В апреле в администрации Санкт-Петербурга заявили, что выделяют пять площадок под создание фармпредприятий. Западным компаниям, готовым вложиться в строительство, предоставят налоговые льготы. На данный момент никаких официальных документов не подписано. Но представители швейцарской Novartis объявили, что рассматривают предложение питерской администрации. А Роман Бурмистров предостерегает, что открытие у нас новых производств зарубежными игроками усилит зависимость российского рынка от импорта. Тогда как кризис существенно снизит шансы отечественных предприятий на восстановление утраченных позиций в будущем.

***
Под госнадзором

В конце мая министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова сообщила, что в самое ближайшее время государство введет перечень предельных цен на медикаменты. «Мы внесли в правительство постановление, обязывающее регистрировать предельные цены на лекарственные средства», — сказала министр. Росздравнадзор начнет осуществлять мониторинг цен на фармпрепараты, в ходе которого и будут регистрироваться их предельные уровни. Генеральный директор Национальной дистрибьюторской компании Настасья Иванова считает, что задача по установке предельных цен невероятно сложна: сегодня в различных регионах России максимальные розничные надбавки на важнейшие и жизненно необходимые лекарства скачут от 35% в Москве до 90% в Карелии.

***
Главная проблема игроков российского фармацевтического рынка — это не конкуренция с западными коллегами, а неспособность к ней.

***
«ФАРМА-2020»
Правительством РФ при содействии Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) уже не первый год разрабатывается стратегия развития фармотрасли до 2020 года, призванная выровнять условия для отечественных и зарубежных игроков рынка. Согласно ей, ежегодно из госбюджета должно выделяться порядка 200 млн. долларов для развития российских предприятий. Как заявлял генеральный директор АРФП ВИКТОР Дмитриев, «мнения, звучавшие с разных трибун, о необходимости господдержки отечественной фармацевтической отрасли вселяют надежду, что помощь представителям российского фармбизнеса будет оказана не только на словах, но и на деле». Однако, как и желание внедрить к следующему году на всех наших профильных предприятиях международные стандарты, на фоне финансового кризиса программа «Фарма-2020» выглядит довольно утопично.

источник