Сердечно–сосудистые заболевания дамокловым мечом нависают над населением развитых стран, более чем наполовину определяя «траурную» статистику. Инфаркт миокарда, артериальная гипертония, инсульт, сердечная недостаточность, атеросклероз — сегодня уже никому не надо объяснять, какая угроза скрывается за этими медицинскими терминами. Разумеется, наиболее эффективный и экономичный вариант — наладить профилактику, не дав болезни развиться. Но все же рано или поздно болезни сердца и сосудов настигают людей и вынуждают обращаться к лечению.
Создание нового лекарственного средства — всегда очень сложный, очень долгий труд многих ученых, многих учреждений. Например, уже около 20 лет РНПЦ «Кардиология» проводит комплексные исследования совместно с Институтом физико–химических проблем БГУ, Институтом радиобиологии НАН, Центральной научно–исследовательской лабораторией БГМУ, а также с рядом клиник и отечественных фармпредприятий. Рожденные в химических лабораториях лекарства проходят комплексные экспериментальные испытания, получают патент и одобрение, налаживается их промышленный выпуск. Но…
Простой пример. Почти 150 лет в кардиологии царствуют нитраты. Ни один из больных ишемической болезнью сердца не выходит из дому без таблеток нитроглицерина на случай, если понадобится снять приступ стенокардии. Многочисленные препараты этой группы Беларусь закупает за рубежом, что обходится бюджету в 3 млн. долларов ежегодно. Между тем у нас в стране освоен выпуск отечественных нитратов (препарат нитаргал), они прошли многолетние экспериментальные исследования (под руководством кандидата химических наук Т.Юркштович, академика Г.Сидоренко, члена–корреспондента Л.Лобанка), испытания на группах добровольцев (под руководством профессора М.Кевры) и получили положительную оценку фармкомитета. Профессор Н.Митьковская с успехом применяла их в клинике. Можно вспомнить также ранее созданный препарат нитрамил, который выпускает Борисовский завод медпрепаратов и который высокоэффективен при лечении нарушений свертываемости крови и коронарных болезней. Еще один препарат — стрептокиназ (создатели — академик В.Вотяков, академик Н.Савченко, профессор В.Никандров и др.) — открыл новые горизонты в лечении острого инфаркта миокарда. Прекрасные лекарства, их выпуск освоен промышленностью. За чем же остановка?
Для сравнения. В практику зарубежных стран властно вторглась фармакоэкономика, суть которой в том, чтобы рассчитать стоимость, эффективность и целесообразность того или иного лекарства. Полученный новый препарат немедленно распространяется по многим центрам многих стран, а его испытания не только щедро финансируются, но и освещаются на многочисленных конференциях и конгрессах, куда командируются сотни врачей–испытателей. О новинках пишет пресса, их выход на рынок широко рекламируется. Потом эти зарубежные препараты начинают постоянно мелькать и у нас — на телеэкранах и на страницах газет. О них знают и врачи, и пациенты.
Дорога к широкому применению им фактически открыта. Но на экранах телевизоров и на страницах газет вы, к сожалению, почти не увидите рекламы оригинальных белорусских лекарств. Как не увидите рекламы оригинальных изделий медицинской техники, которые созданы под руководством академика В.Улащика и доктора биологических наук А.Фролова. О них мало кто знает. А ведь если бы мы в первую очередь пропагандировали свое, отечественное, то в итоге могли бы существенно сэкономить валюту для страны. Вероятно, при планировании, испытании и освоении производства лекарств и медицинской техники с самого начала надо выделять средства на рекламу. Тогда нам проще будет ответить на вопрос, под знаком которого недавно проходило заседание Европейского конгресса кардиологов, посвященное лечению ишемической болезни сердца: «Это мечта или реальность?» Мне думается, что ответ должен звучать так: «Это реализуемая мечта!»