Поездка большой группы сотрудников ЦМИ «Фармэксперт» (во главе с генеральным директором Николаем Демидовым) на завод «Хемофарм» состоялась неспроста: в последнее время уж очень явно возрос интерес фармацевтического сообщества к западным компаниям, которые «рискнули» открыть собственное производство в России. Этот интерес подогревается не только возможным стремлением последовать положительным примерам, но и желанием «прощупать» почву для размещения заказов на производство лекарств по контракту. Поскольку вожделенные стандарты GMP (забегая вперед, сообщим, что у ООО «Хемофарм» имеется сертификат соответствия EU GMP) считаются непременным атрибутом западных компаний, локализующих свое производство в России, от этих компаний и потребители, и заказчики ожидают препаратов неизменно высокого качества.
Нам выпала прекрасная возможность посетить завод «Хемофарм», увидеть все предпосылки высокого качества собственными глазами и рассказать об этом сообществу.
С погодой нам повезло. Команда Фармэксперта ехала в Обнинск на завод Хемофарм в солнечный сентябрьский день. Сама дорога настраивала на радостное мировосприятие, поскольку Киевское шоссе является одним из лучших в Подмосковье, а вдоль шоссе стояли рекламные щиты с обещанием быстрого, пусть и локального, счастья: «Пончики! 14 км! Теперь 2 кассы!»
Завод расположен в 102 км от Москвы, но ассоциация с выражением «выслать за 101 километр» на ум не приходит, ибо въезжаешь на красивую благоустроенную территорию.
На солнце особенно выигрышно смотрятся оранжевые элементы в отделке здания завода и клумбы с оранжевыми — в корпоративных цветах — бархатцами. Но не сомневаемся в том, что благородный серый в сочетании с ярким оранжевым — цвета, используемые при отделке офисов и производств Хемофарм, где бы они ни находились, — несут позитив в массы и в хмурые дни.
…Экскурсия в «чистые» помещения была особенно волнующей и потребовала мобилизации всех сил и особой концентрации внимания, поскольку далеко не все из нас ежедневно по два раза переодеваются (халат, шапочка, бахилы) и моют руки с очищающим раствором на подступах к рабочему месту. «Чистая» зона напоминает гибрид подводной лодки (как ее себе представляют себе большинство людей) и «Соляриса» (как его показал А. Тарковский): чистота, белизна, отсутствие окон. Много дверей в помещения, называемые «шлюзами»: через «шлюзы» осуществляется переход между участками разной степени стерильности. Различные рабочие участки маркированы линолеумом разных оттенков, чтобы персоналу было легче ориентироваться в месте своего нахождения (с психологической точки зрения очень верный ход: абсолютная чистота и — как символ ее — белизна очень давят на психику, особенно с непривычки, поэтому глазу важно цепляться за разные цветовые решения).
Существуют строгие правила поведения для людей, работающих в «чистых» помещениях. Они составляют объемистый том, но основные из них таковы: нельзя носить длинные волосы, не помещающиеся под шапочкой, усы, бороду, длинные наманикюренные ногти; нельзя пользоваться косметикой; нельзя кашлять и чихать. Последний запрет вызвал вопрос, который тут же был озвучен: «А что делать, если случится непроизвольное чихание?» Последовал ответ: «В идеале сотрудник должен успеть добежать до «персонального шлюза» (специальные помещения с удобствами для персонала — отдельно для мужчин и женщин); в худшем случае нужно успеть отвернуться от своего рабочего места».
Не хочу, чтобы создалось ощущение того, что автор глумится над происходящим. Отнюдь нет! Но любые условия созданы для людей, а людям не чуждо ни что человеческое.
…Нас ознакомили со всем циклом производства — с помещениями, где производится взвешивание сырья, с полностью автоматизированными системами водоподготовки и распределения очищен-ной воды — вплоть до огромных центрифуг, в которых происходит покрытие таблеток оболочкой. Интересным было устройство для штамповки таблеток и упаковочная линия. Чрезвычайно впечатлила технологически закрытая система для передачи материала с одной стадии производства на другую.
Не вдаваясь в особые подробности, могу сказать, что производство на Хемофарм организовано таким образом, что веришь в качественность результата, а именно лекарств.
…На склад готовой продукции нас сопровождали лично генеральный директор ООО Хемофарм г-н Миломир Миятович и заместитель генерального директора г-н Веролюб Любинкович. Это — в высшей степени интеллектуализированное пространство, в котором налажено использование системы управления движением товара на складе SAP, связанной непосредственно с Хемофарм АД. Влияние «человеческого фактора» сведено к минимуму. И опять использован радующий глаз оранжевый цвет.
Разумеется, каждодневное функционирование крупного предприятия — это не рекламный ролик о том как стать здоровой и красивой. Руководство компании открыто рассказало нам о сложностях ведения бизнеса в России, в частности о том, что быстрее и легче спроектировать и запустить завод, чем получить все разрешительные документы и лицензии на фармдеятельность и проч. Но завод работает; создано около 130 рабочих мест для жителей г. Обнинска и окружающих поселков, и это — рабочие места высшей пробы: удобные и красивые.
Вопрос о том, локализовать ли производство в России, каждая компания решает для себя самостоятельно. Но предприятия, подобные заводу Хемофарм (который отнюдь не является показательной «потемкинской деревней» — и красив и целесообразен со всех сторон), позволяют говорить о том, что будущее фармбизнеса в России не настолько темно, как это порой пытаются представить некоторые чересчур эмоциональные эксперты.