Как сообщил на совещании министр индустрии и торговли Асет Исекешев, «во-первых, мы обеспечим за счет государства долгосрочные заказы на 7 лет, что позволит инвесторам иметь сбыт и планировать инвестиции. Второе — будем рассматривать выделение льготных долгосрочных кредитов со ставкой 8—10% для бизнесменов. И третье — мы должны обеспечить кадрами, которые умеют работать по стандарту GMP (good manufactured practice). Здесь также будут задействованы ресурсы государства».
Приоритетами названы «строительство фармацевтических фабрик в городах Астане и Шымкенте, расширение действующих производств по выпуску ампульно-инфузионных растворов и рассыпке антибиотиков, строительство и ввод в эксплуатацию в Астане завода по производству препаратов крови».
«Думаю, что сегодня были приняты очень важные решения для дальнейшего форсированного развития индустриально-инновационной программы, причем — конкретные решения», — сказал, подводя итоги, премьер-министр Масимов.
Знакомя членов комиссии с работой «Химфарма», президент ассоциации «Казахстанская фарммединдустрия» Серик Султанов сказал: «Однако мы не должны забывать, что производимые нами препараты — это наиболее востребованные населением и не самые дорогие. Это лекарства от головной боли, простуды, сердечные препараты. Они массовые, но дешевые, поэтому в денежном выражении получается, что всего 33% мы производим сами».
Цифры, названные г-ном Султановым, вызвали у нас недоумение: ведь совсем недавно говорилось, что отечественных препаратов на рынке около 10%. На вопрос, откуда взялись еще 23%, мы попросили ответить президента Ассоциации представительств фармацевтических фирм в Республике Казахстан Вячеслава Локшина.
— 33% — это не в денежном выражении, он имел в виду в количестве упаковок, — объяснил г-н Локшин. — Каждая третья упаковка лекарства у нас — отечественная. В денежном выражении казахстанских препаратов на рынке — 11%, а в количественном — 33%. Думаю, эта цифра будет меняться, расти, но сегодня положение такое.
— Когда только затевался проект единого оператора лекарственных средств, вы выступали против, говоря, что никакого снижения цен это не даст, а только подкосит рынок дистрибьюторов. Но после первого тендера руководитель ТОО «СК-Фармация» Вадим Зверьков с гордостью объявил, что достигнуто снижение цен в среднем на 45%, а по некоторым наименованиям лекарственных препаратов — на 77%…
— Понимаете, я всегда был сторонником идеи создать список цен — что Минздрав сейчас и сделал, разработав справочник с медианными (средними) ценами. По этим ценам все будут покупать. Если «СК-Фармация» купило дешевле — здорово, они же покупают бОльшие объемы.
— Отразилась ли деятельность «СК-Фармация» на дистрибьюторах?
— Пока нет, они же покупали очень ограниченное количество наименований. Мы увидим, как отразится их деятельность, в следующем году, когда они возьмут на себя 70% всего госзакупа.
— Как вы думаете, почему в аптеках часто слышишь: «Дайте анальгин — не Шымкент»? Как у нас контролируется качество отечественных препаратов?
— Проблема в том, что у нас нет ни одного завода, сертифицированного по международному стандарту GMP (good manufactured practice, надлежащая производственная практика: система норм, правил и указаний в отношении производства лекарственных средств, которая отражает целостный подход и регулирует и оценивает не качество образцов, а собственно параметры производства и лабораторной проверки — ред.). Когда такой завод будет, можно будет говорить об идентичности качества — здешнего и, скажем, американского.
Но «Химфарм» — первый, кто стремится к этому качеству, это позитивно. Просто сегодня, пока все GMP не получат, я советовал бы приоритеты не создавать, подождать. Лекарство — это товар, в котором качество важнее всего. На мой взгляд, качество более важно, чем география производства.
И еще, я не согласен с теми, кто говорит: только не шымкентский препарат. Они же не ориентируются ни на какие стандарты, просто для них Франция изначально лучше, чем Шымкент.
— Когда я спрашивала у руководителей «СК-Фармация», как проверяется качество отечественных препаратов, они ответили, что если у препарата есть сертификат, это уже означает соответствие стандартам качества.
— Для отечественных препаратов у нас созданы более благоприятные условия для регистрации… Хотя они правы, если препарат зарегистрирован, это важно. Но регистрация не всегда означает проведение клинических испытаний, анализ биоэквивалентности и т.д. Конечно, хорошо бы, если лекарство все-таки проходило бы какой-то опыт применения в стране, тогда можно было бы смело тратить на него бюджетные деньги.
И потом, с «Химфармом», по моему мнению, все нормально. Это производство, которое как раз надо сегодня поддерживать, помогать ему. Я думаю, они должны идти по пути привлечения крупных иностранных производителей, чтобы те размещали свои площадки у них.
— Серик Султанов утверждает, что фармацевтическая промышленность страны развивается. «Ежегодно в период с 2004 по 2007 год наблюдался рост в среднем на 30—35%. В 2008 году не допущен спад. А в первом полугодии этого, несмотря на все трудности, производство составило 84 млн долларов, что на 16% больше, чем за тот же период прошлого года», — пояснил он. А как дело обстоит с продажами? Был ли кризисный спад?
— Рынок до кризиса рос на 15—20% в год. Спад был — летом, сейчас, осенью, небольшой рост, но не тот, что раньше, процента на 3—4.
— Вопрос от потребителя лекарств: сейчас евро подорожало, отразится ли это на стоимости лекарств?
— Отразится. На тех лекарствах, которые продаются в аптеках. И которые поступают сегодня из Европы. Для государства же производители стараются идти навстречу и снижают цену, фиксируя ее даже в евро. Особенно те, которые имеют здесь представительства. Даже если это и невыгодно.
…Что ж, будем надеяться, что на этот раз мощные финансовые вливания из бюджета действительно принесут свои плоды в виде новых рабочих мест, высококвалифицированных кадров и, главное, высококачественных лекарств.
Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА