GMP и фармпром в России

0
1063
Алексей Егоров
Алексей Егоров

Правительство России, осознав нешуточную зависимость от зарубежных производителей лекарственных средств и медтехники, предпринимает ряд мер для того, чтобы отечественная фармпромышленность не только могла бы обеспечить внутренний рынок, но и завоевать внешний. Среди этих мер – федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», согласно которому с 2014 года стандарт GMP должен стать обязательным для российских предприятий. Мы беседуем с одним из разработчиков научно-технической документации по GMP, академиком РАМН Алексеем Егоровым.

Алексей Михайлович, Вы принимали активное участие в разработке научно-технической документации по GMP. На Ваш взгляд, все ли отечественные фармкомпании способны перейти на этот стандарт? Какие сложности могут возникнуть на этом пути?

– Проблема внедрения в отечественную фармацевтическую промышленность правил GMP имеет длинную предысторию. Сами по себе требования, сформулированные в этих правилах, можно условно разделить на три группы:

– оборудование, стерильность, качество помещений;

– методы контроля, ведения документации;

– обучение персонала навыкам работы по правилам GMP.

В мировой практике существует стремление к гармонизации национальных правил с международными, что позволяет унифицировать оборудование, конструкцию помещений и т.п. Следует отметить, что требования GMP постоянно ужесточаются, видоизменяются, так как непрерывно происходит замена и внедрение новых технологий, нового оборудования, новых продуктов, новых лекарственных форм.

Многие элементы технологий, включённые в GMP, были разработаны и использовались в СССР ещё в1970–1980-е годы.

Однако правила GMP как целостная система, удовлетворяющая мировым стандартам, стали обсуждаться с середины 1990-х годов. Первоначально они воспринимались с большим скептицизмом. Считалось, что их внедрение будет дорогостоящим, неэффективным и в условиях «перестройки» подорвёт производство отечественных лекарственных препаратов. В начале 2000-х годов число «неверующих» сократилось, так как стала понятна роль GMP в повышении качества продукции. Кроме того, эти правила были обязательным условием для вхождения в Европейский союз, обеспечения экспорта, международного признания. Делались многочисленные попытки написать отечественные правила, гармонизировать их с международными, создать систему обучения персонала и прежде всего руководителей отрасли и предприятий. Однако до сих пор официальным документом для модернизирования фармпредприятий, соответствующим GMP, является ОСТ-42510-98, утверждённый ещё в 1998 году. Он устарел по существу, не подходит под международные стандарты. В связи с этим был осуществлён перевод европейских документов, на основе которых разработали ГОСТ-Р-52249, который был издан в 2004 году. Критика этого документа продолжается до сих пор из-за качества перевода, готовятся новые документы, но все они по сей день носят рекомендательный характер. В федеральном законе «Об обращении лекарственных средств» (N 61-ФЗ от 12 апреля 2010 года) Минздравсоцразвития предусмотрено введение правил GMP с 2014 года, однако до сих пор не ясно, какой документ будет положен в основу лицензирования. Те отечественные предприятия, которые получили международный сертификат GMP, перестраивали свои производства в соответствии с этими правилами. Очевидно, что из существующих 480 фармпредприятий только небольшая группа сможет пройти лицензирование по современным правилам GMP. Это связано с большими капитальными затратами, необходимостью переподготовки кадров, решением социальных проблем персонала предприятий, которые не пройдут лицензирование. Нужны законодательные решения, которые создадут преференции предприятиям, работающим в соответствии с правилами GMP (в том числе по закупкам госзаказа), налоговые каникулы, уменьшение таможенных платежей на новейшее оборудование. Надо понимать, что технологии фармацевтических производств постоянно изменяются и совершенствуются, что, безусловно, будет отражаться и на международных правилах GMP. Только современные высокорентабельные фармацевтические предприятия могут выдержать соответствие международным стандартам.

Как Вы оцениваете состояние отечественной фармпромышленности? Достижимы ли цели, заявленные в «Стратегии развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года»?

– Современное состояние фармпромышленности в целом не соответствует мировому уровню – как по своей структуре, так по качеству и номенклатуре выпускаемых препаратов. Это заключение следует, прежде всего, из анализа рынка фармпродукции, а также из данных о состоянии предприятий этой отрасли. Стратегия «Фарма-2020» является попыткой сократить отставание от зарубежных компаний, однако совершить «большой скачок» вряд ли удастся в полном объёме из-за недостатка финансовых ресурсов, нехватки необходимых научных и технологических кадров. А самое главное – из-за отсутствия научно-технологических центров с экспериментальными производствами. Слабая роль общественных структур, а также сложность частно-государственного партнёрства – дополнительные факторы, осложняющие развитие фармпромышленности.

Необходимо расширять международную кооперацию, увеличить закупку зарубежных заводов, а также лицензий на производство инновационных препаратов. Одним словом, многократное увеличение финансирования, компетентное руководство совместно с широким привлечением научной и производственной общественности, экономические преференции отечественным производителям, обеспечение роста научного потенциала – вот важнейшие условия успешного развития отечественной фармпромышленности.

В чём Вы видите причины невостребованности российских разработок в области лекарственных средств?

– Невостребованность российских разработок в области фармации и медицинской промышленности заключается во многих случаях в их «моральной» отсталости из-за отсутствия современных лабораторных и технологических баз, низкого уровня финансирования, противоречивости законодательной базы. Медицинское и научное сообщество в области фармации, медицинской и лабораторной техники не может взаимодействовать напрямую, так как между ними стоят технологическая и производственная базы, которые в стране практически разрушены.

В медицинскую практику могут быть допущены только те препараты или медицинские изделия, которые прошли предварительные испытания и выпущены в соответствии с определёнными стандартами. К сожалению, отечественная экспериментально-производственная база мала, её использование, как правило, дорогостоящее, она не соответствует современному технологическому уровню.

В тех случаях, когда отечественные разработки и соответствуют требованиям здравоохранения, а их стоимость существенно ниже зарубежных аналогов, и они обеспечены техническим обслуживанием, их продажи не поддерживаются потребителями (в том числе и в виде госзакупок), что, по-видимому, связано с коррупционной заинтересованностью определённых руководителей.

Для решения указанных проблем необходимо обеспечить переход малых предприятий в крупные холдинги с существенной материальной государственной поддержкой, создание эффективной законодательной базы, помогающей отечественному производителю, что позволит заняться научно-техническими разработками, соответствующими современному мировому уровню.

«Наука и технологии России» / Светлана Синявская