Интервью TUT.BY с заведующей сектором маркетинга концерна «Белбиофарм» Викторией Моторной.
Одной из основных задач развития фармотрасли называют наращивание экспортных поставок. Какие рынки видятся вам наиболее реальными? Сколько лекарственных препаратов Беларусь экспортирует и какими темпами планируется этот экспорт наращивать?
Действительно, вопрос наращивания экспортных поставок является для фармотрасли всегда актуальным. Следует отметить, что наращивание экспорта у нас происходит год от года. За четыре года пятилетки, то есть с 2006 по 2009 годы, экспорт вырос более чем в полтора раза. Если привести данные по 2009 году, то темпы роста экспорта составили 111%. Это достаточно высокий показатель, потому что на фоне мирового финансового кризиса фармацевтические рынки, к сожалению, показали снижение, что нехарактерно для этих рынков.
Предприятия концерна поставляют свою продукцию в 22 страны мира: 10 из них – это страны СНГ, 12 – страны дальнего зарубежья. Наиболее перспективными с точки зрения наращивания экспорта для нас видится, в первую очередь, СНГ – Россия, Украина, Казахстан, но проводится работа и по продвижению продукции в страны дальнего зарубежья. Перспективными для себя мы определяем страны Азии, Африки и Латинской Америки. Уже сделаны пробные поставки некоторых лекарственных средств на рынки Вьетнама, Сирии, Венесуэлы. Надеемся, что результаты будут положительными и поставки в эти страны будут осуществляться и расти.
Что мы предлагаем на экспорт такого, что не могут себе позволить те страны, которые импортируют нашу продукцию?
В ассортименте белорусских производителей находятся преимущественно дженерические препараты, но есть и оригинальные разработки. Например, производственное предприятие «Белмедпрепараты» предлагает препарат «Фаталон». Это уникальная разработка, и именно с ней мы выходим на зарубежные рынки.
Конкурентоспособны ли белорусские лекарственные препараты по цене и по качеству? Есть ли сегменты, где белорусские производители чувствуют себя вполне уверенно?
Задача нашей отрасли – это обеспечение населения эффективными лекарственными средствами, доступными по цене. Наши лекарственные средства недорогие. В ассортименте предприятия «Белбиофарм» четырнадцать лекарственных средств, стоимость которых ниже 200 рублей. В этом плане наши лекарственные препараты конкурентоспособны.
В Беларуси создана государственная система контроля качества лекарств, внедрены и действуют надлежащие правила проведения клинических исследований, надлежащая лабораторная и производственная практика, практика оптовой торговли. Все они гармонизированы с ведущими европейскими странами, и можно сказать, что качество наших лекарств также соответствует качеству ведущих европейских производителей. Если говорить о конкурентоспособности наших лекарств по качеству, можно привести несколько цифр. В десятку лидеров входят три отечественных производителя, и все три входят в состав концерна «Белбиофарм». Причем отечественные производители занимают первое и второе места этой десятки: на первом месте – УП «Белмедпрепараты», на втором ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов». Кроме того, в стоимостном выражении белорусские лекарственные средства на рынке Беларуси занимают 20% по 2009 году, по первому кварталу 2010 года этот показатель возрос и составляет 24%, а в натуральном выражении белорусские лекарственные средства занимают 55% — то есть каждое второе лекарственное средство белорусского производства.
Белорусские препараты обычно дешевле аналогичных зарубежных. Но сложно поверить, что препарат, стоящий, к примеру, в два раза дешевле своего импортного аналога, вполне соответствует ему по качеству.
Как я уже говорила, основная задача нашей отрасли – это обеспечение населения доступными лекарственными средствами. Когда формируется цена, мы закладываем себестоимость продукции. У белорусских лекарственных средств достаточно низкий уровень рентабельности. Например, западные компании в цену товара закладывают затраты на проведение маркетинговых мероприятий, которые составляют до 25% стоимости зарубежного лекарственного препарата. Мы такое сделать не можем. Возможно, наши предприятия тоже хотели бы сделать такое, но мы всегда помним о своей социальной функции, поэтому стараемся держать цену.
Во всем мире требования, предъявляемые к качеству фармацевтической продукции, постоянно растут. Готовы ли наши производители к работе по этим нормам? Сколько белорусских производств соответствует нормам Надлежащей производственной практики (GMP)?
В настоящее время на предприятиях концерна «Белбиофарм» сертифицировано 12 производственных участков в соответствии с требованиями GMP. По этим же требованиям сертифицировано производство на предприятии «Лекфарм», не входящем в состав концерна. Полностью сертифицировано производство лекарственных средств в желатиновых капсулах на УП «Минскинтеркапс». Шесть производственных участков сертифицированы на ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов», два производственных участка сертифицированы на РУП «Белмедпрепараты», по одному производственному участку сертифицировано на Гродненском заводе медицинских препаратов и РУП «Экзон». Работа не останавливается, в 2010 году планируется получение еще четырех сертификатов GMP, и в дальнейшем по мере модернизации, реализации инвестпроектов все производство будет соответствовать требованиям Надлежащей производственной практики.
Все споры вокруг лекарств белорусского производства обычно касаются двух аспектов – цены и качества. Оцените и третий аспект товарной политики – маркетинг, продвижение. Готовы ли мы конкурировать по этому параметру с продукцией международных корпораций? Есть ли у нас сильные бренды?
К сожалению, с западными компаниями по этому параметру мы пока конкурировать не готовы по нескольким причинам. Западные компании затраты на маркетинг вкладывают в цену товара. Мы себе это позволить не можем, соответственно, такие затраты на маркетинг, какие позволяют себе западные компании, мы тоже позволить не можем.
Немаловажную роль играют и объемы реализации, которые в ведущих западных компаниях оцениваются в миллиардах долларов. Если смотреть на объемы реализации на внутреннем и внешнем рынке предприятий концерна «Белбиофарм», то по 2009 году он составил всего лишь 200 миллионов. Один процент от этой суммы тратится на рекламу. По сравнению с западной компанией, которая, имея несколько миллиардов, тратит десять процентов, возможности на проведение каких-то маркетинговых мероприятий у нас значительно ниже. Но вместе с тем следует отметить, что у нас много положительных подвижек в этом направлении, проводится очень много мероприятий, продвигаются наши как рецептурные, так и безрецептурные препараты.
Продвижение препаратов идет по-разному. Продвижение рецептурных препаратов рассчитано на лиц, имеющих медицинское образование – провизоров и врачей. Наше предприятие участвует в специализированных медицинских конференциях, выезжает на курсы повышения квалификации провизоров и врачей в БелМАПО и Витебский медицинский университет, где читают лекции о новинках, рассказывают о своих препаратах, активно участвует в специализированных выставках. Результаты клинических испытаний печатаются в специализированных медицинских изданиях.
Если говорить о безрецептурных препаратах, то тут наше предприятие активно работает со СМИ, регулярно дает в них рекламу, есть и интернет маркетинг, обмен баннерами.
Основным экспортным рынком по многим товарам для Беларуси является Россия. Как вы оцениваете емкость российского фармрынка? Какую долю на нем занимает и может занимать белорусская продукция?
Россия лидирует и по лекарственным средствам. По объемам реализации это порядка 40 миллионов долларов, то есть 53% всех экспортных поставок у нас идет в Российскую Федерацию.
Российский фармрынок достаточно крупный и оценивается экспертами в 16,5 миллиардов долларов. Для сравнения, белорусский оценивается в 615 миллионов. Наша доля на российском рынке составляет 0,2%. Кажется, что это немного, но, тем не менее, в сотню лидеров УП «Белмедпрепараты» на российском фармацевтическом рынке входит. Кстати, изготовители, которые занимают лидирующие позиции на российском рынке, тоже занимают не очень большой процент – порядка трех-четырех. Изготовитель не может занять на рынке какую-то весомую долю, например 10% — это очень много.
Можем ли мы как-то увеличить эту долю? И стоит ли это делать вообще?
Сейчас идет создание Таможенного союза с Российской Федерацией и проводится работа по унификации требований, предъявляемых к товарам и, в частности, к лекарственным средствам. Это требования к производству, контролю качества, возможно, будут унифицированы требования по регистрации. Если данная работа будет проводиться и дальше и требования выровняются, то присутствие белорусских лекарственных средств на российском рынке увеличится. Сейчас та же регистрация на российском рынке стоит порядка 30 тысяч долларов – это достаточно большая сумма, поэтому регистрируются те препараты, которые могут потом эту сумму восполнить. Если требования выровняются, то все лекарственные средства, которые производятся предприятиями концерна «Белбиофарм», будут поставляться на рынок Российской Федерации, и, конечно, экспорт увеличится. Могу сказать, что в 2010 году планируется увеличение экспорта в Россию на пять миллионов долларов.
Пользователи интересуются и советуют: «Есть ли у вас свой сайт, где можно узнать о препаратах, их составе, применении и средней цене? Если есть – вам плюс. Если нет, то самый эффективный способ заявить о себе – на каждой упаковке писать название своего сайта. Дальше законы рынка сами все сделают».
Сайт, конечно, у нас есть. Есть сайт концерна www.belbiopharm.by, где размещены ссылки на сайты каждого из наших предприятий. Все наши предприятия представлены в интернете, а предприятия-экспортеры, кроме того, имеют и англоязычную версию сайтов. Там можно прочитать информацию о выпускаемой продукции, узнать цены.
Готовы ли предприятия «Белбиофарма» к тому, чтобы обеспечить увеличение доли отечественных препаратов до 50 процентов с нынешних 20?
Для того чтобы обеспечить 50% рынка, необходимо разрабатывать, внедрять и реализовывать более эффективные, новые и дорогостоящие лекарственные средства. Такая работа проводится, разрабатывается стратегия, разрабатываются новые лекарственные средства, и, конечно, в этом направлении мы работать будем.
Будет ли увеличиваться стоимость препаратов, которые выпускаются сейчас?
Таким образом увеличивать наше присутствие на рынке мы не планируем.
Много ли в мире стран, у которых соотношение импорта лекарств и собственного производства соответствует тому параметру, который на недавнем совещании был доведен Беларуси – 50 на 50?
В развитых странах, в Западной Европе, США, Канаде такой статистики по соотношению отечественной и импортной продукции вообще не ведется. Там на фармацевтических рынках работают транснациональные корпорации, и такое соотношении определить достаточно сложно.
Если говорить о наших ближайших соседях, то наиболее развитая фармотрасль в Украине и России. Если брать соотношение отечественного и импортного, то там цифры близки к нашим. Следует отметить, что в Украине работает порядка 160 фармацевтических предприятий, и их доля в суммовом выражении составляет порядка 27%, а в натуральном – 64%. В России работает более 600 предприятий, и там доля в суммовом выражении 26% и порядка 70% — в натуральном. На территории Беларуси работает 40 предприятий, 15 из которых специализируется на выпуске медицинского кислорода, 25 выпускает лекарственные средства.
Еще один совет от пользователей: «Есть замечательное лекарство для малышей «Салин» (и не только для малышей). Представляет собой 5%-й раствор соли в бутылочке с носиком, который позволяет делать впрыскивание в нос, 150 мл стоит более 6000 белорусских рублей. Один литр физраствора Борисовского завода стоит около одной тысячи белорусских рублей. Неужели так тяжело нашему заводу сделать пластмассовую бутылочку с разбрызгивателем? Не нужно никаких сложных технологий, компонентов — чистая вода, поваренная соль, бутылочка. Тот же «Салин», только другая упаковка».
Прежде чем решать, производить препарат или нет, мы проводим анализ рынка. Кроме того, у нас упаковки с разбрызгивателем не производятся, а это значит, что для «Салина» нужно будет делать цех, оборудовать его, оснащать. Возможно, это экономически невыгодно и нецелесообразно.
Нужны ли Беларуси новые производственные мощности по выпуску лекарств? Ведь решая задачу расширения ассортимента на действующих мощностях, можно испортить экономику производства – только постоянная переналадка линий на выпуск нового препарата требует времени и дополнительных затрат.
В любом случае необходимо расширение производственных мощностей и, кроме того, реконструкция и модернизация существующих, установка на них нового оборудования, внедрение на всех производственных участках правил Надлежащей производственной практики. Конечно, это требует времени и затрат, но, надеемся, что эта работа у нас будет проводиться и дальше.
Есть у предприятий свободные средства, которые можно было бы вложить в решение этих целей и задач, или их надо привлекать?
Разумеется, необходимо привлекать инвестиции. Будут реализовываться инвестиционные проекты, возможно, с привлечением иностранного капитала. Мы работаем в этом направлении, проводятся переговоры, но решений пока не принято.
Сколько средств инвестируется ежегодно в развитие предприятий фармацевтической отрасли?
В развитие наших предприятий ежегодно инвестируется порядка 40 миллиардов рублей в год. В качестве примера удачных инвестиционных проектов можно назвать ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов», где совместно с исландской компанией Actavis было организовано производство препарата «Фезам». Это может свидетельствовать о том, что у нас достаточно высокая культура производства.
О развитии фармрынка обычно судят и по ситуации с производством лекарственных субстанций. На недавнем совещании у президента было озвучено, что из применяемых в стране 618 субстанций только 49 — отечественные. Почему сложилось такое соотношение и насколько целесообразно развивать собственное производство?
Такое соотношение характерно не только для Беларуси, но и для всей фармотрасли в целом. Производство фармацевтических субстанций сейчас вынесено в Китай и Индию. Это производство достаточно экологически неблагополучное, загрязняет окружающую среду. Кроме того, Индия и Китай обеспечивают крупнотоннажное производство, и за счет этого их субстанции всегда будут оставаться более конкурентоспособными по цене.
Вместе с тем работа по созданию собственных субстанций ведется и у нас. За период с 2006 по 2009 год разработано и внедрено в производство семь субстанций. До 2015 года планируется разработка и внедрение в производство еще шести субстанций. Но, проанализировав рынок, мы пришли к выводу, что наиболее целесообразно организовывать не крупнотоннажные производства субстанций, а мелкотоннажные, то есть производство тех субстанций, которые закупаются нашей страной в малом количестве. Это субстанции для производства лекарственных средств для лечения онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний и систем кроветворения. Именно их производство целесообразно организовать в нашей стране.
Вы сказали, что у нас будет производиться больше эффективных и дорогостоящих лекарственных препаратов. Это будут дженерики или собственные препараты?
В данный момент наша отрасль в большей степени ориентирована на выпуск дженериков. Но вместе с тем на предприятии «Белмедпрепараты» есть свой научно-исследовательский центр, который создает оригинальные препараты, защищенные патентами, поэтому такая работа будет вестись в двух направлениях. Создание оригинального препарата требует больших затрат, которые для нашей отрасли кажутся пока неподъемными. Можно производить качественные дженерики, покупать лицензии у ведущих западных фирм на их производство. Возможно, будем работать в этом направлении.
TUT.BY | НОВОСТИ