Федеральная служба по тарифам не дала своего согласия расположенным на территории России фармпроизводителям повышать цены на жизненно важные лекарства хотя бы на уровень инфляции.
В России цены на список жизненно важных лекарств регулируются государством, и отказ ФСТ компенсировать для производителей хотя бы инфляционные издержки может привести к тому, что с 1 января 2012 года эти лекарства просто исчезнут из аптек, пишет РБК-daily.
В следующем году производителям придется работать с ценами текущего года, несмотря на возросшие затраты на производство. В результате российским фармкомпаниям станет окончательно невыгодно выпускать жизненно важные препараты, а иностранные выбросят из головы идею о локализации своих производств. К тому же 1 января, как и в начале 2011 года, многие лекарства могут исчезнуть из продажи.
О позиции ФСТ фармрынок узнал в среду. Как рассказал РБК daily представитель одной из российских компаний, несколько производителей по своей инициативе позвонили в тарифное ведомство, чтобы узнать судьбу поданных ими заявлений на регистрацию новых цен, но услышали в ответ, что им в этом отказано, а документы возвращены в Минздравсоцразвития.
В частности, отказ по всем препаратам получили российские предприятия немецкой Stada — «Нижфарм», «Макиз-Фарма», «Хемофарм-Россия». Они просили повысить цены приблизительно по 40 позициям. В ФСТ компании неофициально сообщили, что в этом отказано всем локальным фармпроизводителям, рассказал РБК daily замгендиректора Stada CIS Иван Глушков. По его словам, все крупные компании это ему подтвердили. «Мотивировки этого решения ФСТ пока у нас нет, письмо с причиной отказа должны прислать позже», — говорит г-н Глушков. По его информации, в ФСТ выявили противоречия существующей методики регистрации цен на жизненно важные лекарства с законодательством.
В прошлом году локальные производители смогли перерегистрировать цены на 2011 год с учетом инфляции или удорожания сырья, подчеркнул г-н Глушков. Эта возможность оговаривалась в утвержденной правительством методике. «Предполагается, что Минфин объявляет прогнозируемую инфляцию, и нам автоматически должны перерегистрировать цены с учетом этой цифры, — удивляется исполнительный директор «Валенты» Александр Итин. — В прошлом году так и было: на 2011 год объявили инфляцию 7%, мы подали заявления, и нам зарегистрировали все наши цены без каких-то объяснений и обоснований с нашей стороны».
В этом году на 2012 год фармпроизводители рассчитывали повысить цены на объявленные Минфином 6%. Однако их надежды рухнули. По словам г-на Итина, «Валента» отказа пока не получала, но он наслышан о происходящем от других производителей. То же рассказал РБК daily и гендиректор «Фарм-Синтеза» Тимофей Петров: «Половина наших препаратов входит в перечень жизненно важных и требует регистрации цены. Мы пока не получали отказа, но коллеги по рынку уже столкнулись с тем, что ФСТ не подтверждает им заявленные цены».
В ФСТ РБК daily сообщили, что производителям было отказано в согласовании новых цен в связи с тем, что многие из них представили данные, не соответствующие требованиям существующей методики. При этом в тарифной службе подчеркнули, что окончательное решение о перерегистрации предельной отпускной цены на жизненно важные лекарства принимает Минздрав. В Минздраве, в свою очередь, ответили, что министерство может принять решение о перерегистрации только на основании документов об обосновании цены, согласованных с ФСТ. «Без согласования с ФСТ этого сделать нельзя», — уточнили в пресс-службе Минздрава.
В результате цены следующего года окажутся крайне невыгодными для производителей. «Цены на 2011 год регистрировались ведь в 2010 году, — напоминает Иван Глушков. — Они учитывали цены предыдущего, 2009 года и 7% инфляции. С тех пор только из-за курсовой разницы сырье подорожало на 25%». При этом в 2011 году другие текущие затраты выросли до 15%, продолжает г-н Итин: «Например, зарплата сотрудников: мы получили официальный документ из правительства Московской области с требованием поднять минимальную заработную плату».
Прибыльность фармпроизводителей заметно падает. «Мы же сейчас с дистрибьюторами работаем на условиях отсрочки платежей, причем они доходят до полугода, — поясняет Тимофей Петров. — Это тоже снижает доходность бизнеса». В результате ограниченные в возможности получать прибыль производители не смогут вкладываться в развитие и модернизацию, добавляет он. Отказ производителям учитывать хотя бы инфляцию еще больше затормозит инновационное развитие отрасли, соглашается глава Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев. «У производителей теряется смысл переходить на международные стандарты GMP», — говорит эксперт. Ситуация повлияет и на решения иностранных компаний, которые планируют локализацию своих производств в России, а также сделает невыгодным развитие производства жизненно важных препаратов, считает Иван Глушков.
Последствия проявятся очень скоро: препараты, цены на которые не будут зарегистрированы на 2012 год, с 1 января должны будут изъять из обращения — таково требование закона, напоминает директор Segedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. «Уже понятно, что производители не успеют пройти эту процедуру за оставшееся время, — говорит он. — Так что в начале года лекарства снова исчезнут из аптек, как это было в январе 2011 года».
RBK daily