Для многих отечественных фармацевтических предприятий валидация — сложный процесс, вызывающий массу вопросов. В связи с этим особенно актуальны мероприятия, на которых освещаются не только теоретические, но и практические аспекты проведения валидационных работ. Семинар-тренинг «Валидация фармацевтического производства», проходивший 19–23?марта в Киеве, позволил слушателям из первых уст получить всю необходимую информацию по этой непростой теме.
Организатором мероприятия выступила компания «Стандарты Технологии Развитие» (www.sttd.com.ua). В нем приняли участие более 20представителей отечественных и зарубежных предприятий, занимающихся производством и дистрибьюцией готовых лекарственных средств и субстанций: топ-менеджеры , инженеры-технологи, специалисты служб качества и подразделений, ответственных за валидацию.
Уже во время знакомства с аудиторией стало ясно, что многие субъекты хозяйствования не до конца понимают суть и необходимость проведения валидационных работ. Часто видение валидации сводится к формулировке: «Нужна для того, чтобы предприятие не лишили лицензии».
Это первый миф, который постарались развеять авторы и ведущие семинара-тренинга — Валерий Никитюк и Татьяна Шакина — кандидаты фармацевтических наук, сертифицированные экспертты/инспектора/преподаватели в сфере GMP/GDP, инспектора, одобренные Системой сотрудничества фармацевтических инспекций (Pharmaceutical Inspection Cooperation Scheme —PIC/S).
«Необходимо работать так, чтобы быть готовым принять любую инспекцию. Валидация нужна не для галочки, а для того, чтобы предприятие могло гарантировать производство качественного и безопасного продукта», — отметила Т. Шакина.
Открывая первый блок семинара, В. Никитюк дал общее понятие терминов валидация и квалификация. Квалификация и валидация — это оформленные в соответствии с принципами надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice — GMP) доказательства того, что все методики, процессы, действия персонала, функционирование технических систем действительно отвечают своему предназначению и дают ожидаемый результат. Такая доказательная база позволяет предприятию гарантировать постоянное производство лекарственных средств надлежащего качества в соответствии со спецификациями. Объектам квалификации являются технические системы, в частности: помещения, классифицированные и неклассифицированные по классам чистоты; основное технологическое оборудование; оборудование (приборы) для контроля качества; инженерные системы обеспечения функционирования производства (вода для фармацевтических целей, системы HVAC, сжатый воздух, чистый пар, технологические газы) и т.д.
К объектам валидации относятся: технологический процесс (для каждого наименования лекарственного средства), методики контроля качества (физико-химические и микробиологические), а также методики очистки с учетом номенклатуры для всех единиц основного и емкостного оборудования.
В. Никитюк подчеркнул, что невозможно единоразово внедрить валидацию и забыть о ней, считая, что процесс состоялся. Валидационные испытания должны проводиться исключительно на плановой основе на протяжении всего существования предприятия, так же, как и все остальные составляющие системы обеспечения качества лекарственных средств при их производстве.
«Если в процесс вносится какое-либо изменение, необходимо оценить его последствия с тем, чтобы понять, нужно ли проводить повторную валидацию. Ничто новое не может быть внедрено на фармацевтическом предприятии до тех пор, пока не будет квалифицировано или валидировано. Кроме того, требования к валидации предполагают проведение периодической проверки (ревалидации), даже если никакие изменения на производстве не происходили. Это необходимо для подтверждения того, что в любой момент любой объект, подлежащий валидации, находится в валидационном статусе, то есть отвечает своему предназначению, и его функционирование дает ожидаемый результат», — подчеркнул эксперт.
Периодичность ревалидации каждое предприятие устанавливает самостоятельно. Никаких нормативов и рекомендаций в данном отношении не существует. На зарубежных предприятиях такую проверку для технологических процессов проводят в среднем 1 раз в 2 года.
Механизм, с помощью которого можно регулировать периодичность ревалидации, — это обзоры по качеству, позволяющие обосновать увеличение сроков проведения проверки.
Для выработки политики, связанной с проведением валидации и классификации, используются:
- оценка рисков (позволяет установить объем необходимых валидационных работ и критичность процессов на предприятии);
- фармацевтическая разработка — базовая основа, которая обеспечивает валидацию технологических процессов и методик очистки;
- подбор средств для валидации;
- определение и выделение необходиых ресурсов (персонал, время, приборный парк)
- планирование.
Необходимо определиться с объектами валидации; выяснить, какие ресурсы понадобятся для проведения валидационных испытаний; решить, будет ли проводиться валидация по стандартным процедурам и методикам, либо же эти методики необходимо разрабатывать самостоятельно.
Важнейшей составляющей процесса валидации и квалификации являются критерии приемлемости. Они включают существующие требования и рекомендации, информационные величины, данные разработки, экспериментальные данные, наихудший случай.
«Разрабатывая самостоятельно нормативы (при их отсутствии с тандартах или нормативных документах), нужно исходить из ситуации наихудшего случая. Для этого необходимо оценить, что самое критичное может произойти при функционировании того или иного оборудования или в ходе какого-то процесса, искусственно создав наихудшие условия (например дав максимальную нагрузку на технику). Результаты должны найти отражение в планах производства», — отметил докладчик.
Начинать валидацию следует с планирования. Ведущие семинара , обратили внимание на то, что валидация должна охватывать все предприятие в целом и каждый его участок и техническю систему в отдельности. Чтобы правильно и корректно подойти к планированию, необходимо составить основной план валидации предприятия и мастер-план (VMP) для отдельных составляющих. При этом планы валидации следует привязать к какому-то временному промежутку, что требует их периодической актуализации.
Начиная валидационные испытания, нужно учитывать, что на предприятии есть объекты, являющиеся критичными в отношении гарантии качества выпускаемой продукции. Валидационные испытания должны быть направлены на то, чтобы нивелировать любое возможное негативное влияние каждого отдельного объекта. В конечном итоге вырисовывается единая картина с учетом стыковки между каждым из объектов.
«Как правило, именно на стыках возникает большинство проблем при валидации», — предупредил ведущий.
Объекты, являющиеся критичными:
- оборудование (технологическое, для контроля качества, емкостное, вспомогательное, средства измерительной техники);
- процессы, операции, действия (технологический процесс, вспомогательные операции, контроль качества и т.п.);
- показатели, параметры (ведения процессов, работы оборудования, технических систем и т.п.);
- персонал.
В. Никитюк обратил внимание на то, что персоналу должно быть уделено первостепенное внимание, поскольку он остается объектом оценки с точки зрения критичности на любом предприятии. В конечном счете, все зависит от того, насколько правильно персонал выполняет ту или иную процедуру. Минимизировать критичность в аспекте персонала можно только в том случае, если производство полностью автоматизировано.
Помимо ошибок персонала могут возникать и другие риски: нарушение нормативов, ошибки методики или письменно прописанной процедуры, проблемы с условиями производства, дискретностью приборов, контролем качества и хранения продукции, обращением с сырьем, материалами, промежуточным продуктом и т.д. Эти риски должны быть оценены до начала процесса валидации, чтобы в будущем можно было продемонстрировать их отсутствие или хотя бы приемлемый уровень.
Также эксперт подчеркнул, что процесс валидации реализуется только в том случае, если правильно организован персонал.
«У каждой компании своя политика в сфере качества, поэтому единых рекомендаций в этом отношении быть не может. Но если взять оптимальный подход, реализованный на среднем предприятии, то учитывая, что объем валидационных работ достаточно велик, рационально, чтобы на предприятии была сформирована Комиссия по валидации. Ее задачи отличаются от целей комиссии по качеству», — подчеркнул В. Никитюк. Все валидационные испытания должны быть связаны между собой. Поэтому нецелесообразно создавать несколько комиссий по валидации. Их состав необходимо легализировать. Комиссия должна иметь сформулированные задачи и соответствующие полномочия. Основное задание— управление работами по валидации.
Чтобы все реализовать на практике задачи валидации и квалификации, необходимо создать структурное подразделение, которое будет заниматься непосредственно организацией всех соответствующих работ.
Для каждого объекта должна быть сформирована валидационная группа, внутри которой следует обеспечить четкое распределение функции. Необходимо определить, чем будет заниматься каждый член группы, и закрепить это документально.
В ряде случаев требуется привлечение внешних специалистов или других сотрудников компании, не включенных в валидационные группы. Однако следует помнить, что ответственность за проведение квалификации и валидации всегда лежит на самом предприятии, а не на аутсорсинговых специалистах.
Первой задачей валидационных групп является подготовка к испытанию (составление протоколов испытаний, форм, определение методик, определение критериев приемлемости, осуществление технической и организационной подготовки, планирование этапов и т.д.). Также в их компетенции — проведение испытаний, документирование таковых, фиксирование отклонений, изменений, невыполнений, несоответствий. Наконец, валидационные группы должны заниматься интерпретацией результатов, их оформлением и анализом, подготовкой выводов и рекомендаций, составлением отчета.
Каждый шаг процесса валидации необходимо протоколировать. Важно соблюдать правила ведения таких записей. Далее нужно проанализировать испытание и выдать заключение о его результатах.
«В валидационные группы включаются в первую очередь лица, имеющие достаточную квалификацию. При этом стоит учитывать, способен ли специалист выполнять работу, требующую высокой концентрации внимания», — отметил В. Никитюк.
Необходимо обучать персонал, привлеченный к проведению валидации. Система его обучения должна функционировать еще до начала процесса и включать в себя программы, протоколы, оценку эффективности обучения, другие критерии. Обучением также должен заканчиваться каждый этап квалификации и валидация каждого объекта.
Ведущие предложили один из возможных практических подходов, позволяющих прописать распределение обязанностей в валидационных группах, — составление матрицы ответственности персонала (табл. 1, 2).
В. Никитюк обратил внимание на то, что валидация должна проводиться также тогда, когда на предприятии что-то меняется или внедряется. Управление изменениями включает поддержание валидационного статуса и использование валидационных оценок, которые определяются путем сравнения результатов испытаний с критериями приемлемости. При этом необходимо организовать контроль отклонений, управление рисками, обзоры по качеству и оценку тенденций, как основополагающие элементы валидационных испытаний, их планирования, оценки результатов и выработки, при необходимости, соответствующих корректирующих и предупреждающих действий.
Изменения могут быть перспективными, и тогда они требуют планирования, оценки критичности, анализа связанных процессов и систем, разработки корректирующих и предупреждающих мероприятий по поддержанию валидационного статуса помещений/систем/оборудования/процессов/методик и в конечном итоге — реквалификации или ревалидации.
Сопутствующие изменения влекут за собой риски, поэтому необходимо оценить, каковы при этом возможности и условия выпуска продукции, необходимость дополнительных контролей, мониторингов и т.д.
Наиболее критической ситуацией является ретроспективное изменение, которое по каким-то причинам вовремя не отследили. В таком случае следует выяснить, когда именно произошло изменение, как сложившаяся ситуация скажется на выпуске продукта, и переоценить уже выпущенную продукцию.
«Мы должны идентифицировать ситуации, провоцирующие возникновение рисков. Особенно важны риски в отношении продукта — предупредил В. Никитюк. — Риски должны быть предотвращены или уменьшены до приемлемого уровня. Однако полностью их избежать риска вряд ли удается».
В завершение теоретической части В. Никитюк и Т. Шакина провели ряд тренингов, в ходе которых присутствующие получили практические навыки по проведению квалификации и валидации, планированю испытаний, определению критериев дополнительных испытаний при валидации технологических процессов, по проведению расчетов ситуаций наихудших случаев для валидации методик очистки и другие. По итогам семинара каждому участнику мероприятия выдан сертификат.
Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»