О традиционных лекарствах, гомеопатии и БАДах

0
5532

На круглом столе, организованном «Моим районом», говорили о традиционных лекарствах, гомеопатии и БАДах.

БАДы и гомеопатия. Что нового?

Людмила Батурина, кандидат мед. наук, врач-физиотерапевт, ведущий специалист «Центра коррекции иммунитета»: Не может быть одного для всех рецепта. Моя мама прожила 94 года, тоже была медиком, она говорила: “Чтобы лечиться, надо иметь крепкое здоровье, тяжелую логику и железные нервы”(она ничего не принимала, кроме гомеопатических 5 капелек, 4 крупиночки). Она все время говорила, что вены – не фановые трубы и не надо в них ковыряться (этому их учили до войны). Сейчас, если больной лег в клинику и его не прокапали, то он считает, что это лечение неправильное.
Я работаю на улице Боткина, памятник Боткину стоит рядом — всегда кланяюсь этому неординарному врачу. Но вы бы посмотрели, какая могила у Ганемана — со всего мира к нему едут поклонники гомеопатии, могила, размером с комнату, вся уложена цветами. Но сказать всем – пользуйтесь гомеопатией и только ей — нельзя. Каждый должен выбрать для себя.
Людмила Усачева, коммерческий директор компании «Родник»: Пришло время специализации. Необходимо найти своего врача, который бы тебя вел по жизни, поскольку лечение – дело тонкое и важное. Лично я никогда не занимаюсь самолечением. Нужно подобрать такого врача, который бы тебя понимал.

Чем БАДы отличаются от медикаментов и гомеопатических средств?

Людмила Батурина: БАДы делаются из трав, но дозировка там не гомеопатическая. Гомеопатия – это традиционная медицина, она существует 200 с лишним лет. Вопрос задают “что нового в гомеопатии” – да ничего нового в ней не может быть. В аллопатии — обычной медицине – все новое-новое, а в гомеопатии новое только то, что появились фирмы, которые стали выпускать препараты с понятными названиями — необразованному врачу, в смысле гомеопатии, это удобно, понятно – что при аллергии, что при бронхите назначать.
Евгений Жмаев, заместитель генерального директора ФО Пастера: Гомеопатия и обычная медицина – это два совершенно разных подхода по принципу. Гомеопатия подает в организм микроскопические количества активных веществ, которые помогают организму самостоятельно справиться с болезнью. А аллопатия подает значительные количества веществ, которые принуждают организм к тому, чтобы он исполнял определенную функцию. БАДы могут действовать и по принципу аллопатии, и по принципу гомеопатии.
В традиционных медикаментах – субстанции выделенные, это отдельное, конкретное, химическое вещество. В растительном препарате огромная комбинация разных веществ, поэтому они действуют сбалансировано и мягко, и, скорее настраивают организм, чем принуждают.
Елена Еременко, управляющий регионом компании «Бионорика»: Если человек здоров (по определению ВОЗ, здоровье — это состояние физического, психического, социального комфорта и т.д), тогда человек может заниматься самолечением с целью профилактики: можно принимать витамины, БАДы и т.д. Если есть малейшие проблемы со здоровьем, нужно проконсультироваться со специалистом, которому доверяешь.
Нужно найти своего врача: харизматичного, образованного, который вам все сможет объяснить. Такие врачи – штучный товар, но они есть.
Самая массовая популяция врачей в нашей стране – это терапевты. По статистике, такой концентрации врачей на одного пациента ни в одной стране нет, их слишком много. Естественно, такое количество рождает низкое качество.

Что нового на рынке БАДов?

Алексей Артешкин, директор по продажам «Фармакор продакшн»: Новые препараты появляются в основном благодаря комбинированию разных составов. Потому что, как таковые все травы, средства животного происхождения, содержащиеся в них активные компоненты науке известны. Просто подбираются оптимальные комбинации тех или иных веществ. Для того, чтобы продукты были либо комплексные, либо наоборот — если человек хочет выбрать более узкое направление – монопрепараты.
Дмитрий Загородний, директор по PR «Фармакор»: Последние тенденции – рост доверия к российским производителям БАД. Люди понимают: какие-то элементарные средства типа кальция, лучше покупать у отечественных производителей.
Ольга Бурьянова, директор представительства в СПб «Эвалар»: Российские производители всегда лидировали по объему продаж. Но не учитывался сетевой маркетинг.
Дмитрий Загородний: В 90-х БАДы –это сетевой маркетинг. Сейчас налицо тенденция легализации этого продукта из каких-то «сектантских» продаж. Сейчас люди понимают, что даже за БАДом нужно идти в аптеку. И если раньше БАДы преподносились как панацея от всего, то сейчас понятно – это добавка, т.е сопровождение, помощь в лечении. Если вам рекомендуют БАД, и говорят, что это 100% гарантия, поможет однозначно – не стоит доверять.
Ольга Бурьянова: К сожалению, тот опыт негативно повлиял и на развитие российских производителей, подорвал доверие потребителя к самому понятию БАД, оно расценивалось как ругательное. Сейчас тенденция, конечно, лучше. Но недобросовестных производителей и откровенных мошенников на этом рынке хватает и сейчас (когда по 20,30 тысяч пенсионерам пытаются продать какие-то препараты)
Нам до сих пор по горячей линии звоночки поступают от обманутых людей. Надо говорить честно, что чудо от БАД ждать не нужно.
Евгений Жмаев: Основной принцип мошенничества в сфере БАД сейчас именно такой: пустышку продают за гигантские деньги. В ней ничего плохого нет, просто то, что должно стоить 100 рублей продают за 20 тысяч.
Алексей Артешкин: БАДы – активные добавки к пище – существуют для того, чтобы человек поддерживал состояние своего здоровья, чтобы ему не приходилось принимать какие-то химические препараты и т.п.

Кроме цены, что может дать понять, что тебя обманывают?

Евгений Жмаев: Очень важно, чтобы на вас не оказывалось психологического давления, потому что вы выложите огромные деньги за обычную упаковку только в том случае, если в течение получаса вас по специальной методике по телефону будут обрабатывать.
Схема следующая: вы слышите рекламу и там телефон Call-центра. Вы звоните в call-центр и вам говорят, что специалист перезвонит и просят отставить телефон. Вы можете оставить свой номер, но, если вам перезванивают и вы чувствуете, что вами начинают манипулировать — например, не называют цену, или называют и она запредельная, или говорят о том, что именно сейчас огромные скидки – будьте настороже. Если не можете противостоять манипуляторам, лучше вообще не давайте свой телефон.
Людмила Батурина: Препараты – это только то, что продается в аптеках. Сейчас выпускается огромное количество и препаратов и аппаратов, не сертифицированных, их нельзя продавать. Звонят мне, рекламируют такой-то аппарат. Прошу назвать физические параметры этого аппарата.. Спрашиваю, есть ли у них медицинское или среднетехническое образование, понимают ли они что такое чистота или сила тока. Ответ: “Я специалист по аппарату». Конечно, жалко людей, стареньких и наивных, которые на это подсаживаются. Если вам что-то такое предлагают, позвоните по 003, узнайте есть ли это вообще в аптеках.

Доверять или не доверять?

Елена Еременко: В области гомеопатии проводятся большие научные исследования. Многие скептики в гомеопатию по-прежнему не верят, называют «психотерапией». Но ежегодно по гомеопатии защищаются кандидатские и докторские диссертации, соответственно, предоставляются научные исследования в хороших журналах. Так что этот метод все равно работает.
Со стороны фитотерапии и гомеопатии идет колоссальная конкуренция. Наша компания несколько препаратов уже перевела в разряд лекарственных, провели необходимые клинические исследования (до этого препараты числились БАДами) .
Клинические исследования – повод для визита представителя фирмы к врачам в поликлиники и больницы.
Евгений Жмаев: Раньше основным способом продвижения лекарственных препаратов был институт медпредставителей. Производитель лекарственных препаратов держал довольно большой штат специалистов, которым он платил за то, что они будут регулярно посещать врачей в поликлиниках и больницах, и просвещать их относительно свойств этого препарата. Сейчас просто постучаться в кабинет врача и спросить, не желает ли он послушать про препарат, уже нельзя. Но постучаться по двум поводам, как сказала Елена, можно: если у нас есть клинические исследования, и мы хотим сообщить результаты, и если выявлены побочные действия у лекарства.