В Москве прошел международный медико-технологический форум «Медицинские изделия-2012», на котором обсуждались скорые и значительные перемены в этом секторе отечественной промышленности. На совещании в Пензе по вопросам развития медицинской промышленности председатель правительства поручил Минпромторгу России до 1 февраля следующего года доработать проект стратегии развития медицинской промышленности на период до 2020 года, а также разработать и внести в правительство закон об обороте медицинских изделий. На днях принята и государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ до 2020 года», в которую включена подпрограмма «Развитие производства медицинских изделий», причем за основу принята инновационная модель.
Все это говорит о том, что решение проблем производства отечественных медицинских изделий стало одним из приоритетов государства. И не случайно: в последние годы отрасль выглядела этакой Золушкой на фоне своей бойкой сестры фармацевтики, которой внимание законодательной и исполнительной власти было гарантировано, а тема лекарственного обеспечения населения стала одной из самых обсуждаемых на всех уровнях. А вот отечественная медпромышленность если и не пришла в полный упадок, то только усилиями бизнеса и общественных объединений профессионалов, а наш внутренний рынок плотно заняли зарубежные производители: если еще в 2000 году доля отечественных изделий составляла 30%, то в 2011-м — уже 18,4%. Больше с этим положением государство мириться не намерено. Это подтвердил и выступивший на форуме директор департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий минпромторга Сергей Цыб.
— Сегодня наши темпы роста потребления медицинских изделий превышают мировые в 3-5 раз, — заявил он. — Но мы все еще отстаем от развитых стран, и у нас большой отложенный спрос. Это серьезный шанс для развития отечественного медпрома. Согласно разработанной министерством стратегии к 2020 году доля медицинских изделий отечественного производства должна вырасти с 18 до 40% рынка, а экспорт наших изделий увеличится почти в 7 раз.
Эти перспективы важны не только для тех 150 отечественных предприятий среднего и малого бизнеса, которые устойчиво работают и производят продукцию, пользующуюся спросом. Но и для молодых инновационных компаний, для научных коллективов и групп разработчиков, которые ставят перед собой амбициозные цели — создавать медицинские изделия, превосходящие мировой уровень. Как, например, в Пензенской области, где сделали ставку на медицинское приборостроение как на один из ключевых факторов инновационного развития.
— В области создано 36 бизнес-инкубаторов, в которых работает уже 225 резидентов, два технопарка, центр коммерциализации технологий, региональный венчурный фонд, выделяются гранты инновационным компаниям и молодым ученым, — рассказал первый заместитель начальника управления инновационной политики и специальных проектов правительства области Евгений Гайдученко. — В технопарке высоких технологий будем выпускать современные коронарные стенты, протезы клапанов сердца, которые не имеют аналогов в мире, эндопротезы суставов и телекоммуникационное оборудование для медицины. Бюджет области выделил на эти цели 1,2 млрд руб.
Такие точки роста есть уже во многих регионах страны. Они и позволяют надеяться, что со временем отечественные медизделия не будут ни в чем уступать импортным. Этому должны помочь и трансфер технологий, и локализация предприятий крупных международных компаний. Так, например, производители компьютерных томографов компании GE Healthcare и Phillips создали совместные производства с отечественными компаниями «МТЛ» и «Электрон».
— За три года сотрудничества мы перепрыгнули через несколько ступеней в своем развитии, — рассказывает президент «МТЛ» Анатолий Дабагов. — Выстроили все бизнес-технологии, создали новую производственную площадку. Сейчас наши томографы не уступают по качеству аналогичной продукции заводов в США, Японии или Китае.
Для первого этапа локализации подобный опыт хорош, но для дальнейшего развития подобным компаниям нужна поддержка государства. В частности, внятная и полная нормативная база, сокращение бюрократических препон. А в этой части проблем воз. Так, уже более 20 лет производители ждут закона о медицинских изделиях, новая версия которого будет подготовлена к февралю 2013 г. Готовятся также три постановления правительства — об утверждении порядка госрегистрации медизделий, об утверждении правил ведения госреестра и об утверждении положения о госконтроле медизделий. Для нормальной работы отрасли требуется также 9 приказов минздрава, но из них выпущено пока только три, сообщила начальник управления организации государственного контроля обращения медицинских изделий Росздравнадзора Тамара Крылова. И к тем уже есть ряд замечаний — где-то упущен пункт об ответственности, где-то — в документах на ввоз мед изделий не упомянут производитель и т.п. Есть и откровенные нелепости — типа требования вносить в госреестр любые медизделия, изготовляемые по индивидуальному заказу. То есть изготовленный, к примеру, по заказу И.И. Иванова из Иванова ортопедический башмак…
— Если не будет тщательно проработана новая нормативная база, — предупредила Тамара Крылова, — мы не сможем приступить к регистрации медицинских изделий.
Медицинские изделия сегодня — это более 37 тысяч наименований только зарегистрированных в России приборов, инструментов, имплантов, протезов и многого другого, без чего медицина немыслима. И с каждым годом это число растет. Их качество, безопасность и эффективность — такие же факторы сохранения здоровья и жизней россиян, как и аналогичные характеристики лекарств. Однако обращает на себя внимание такая деталь: форумы фармацевтической общественности всегда проходят в огромных залах и при большом стечении экспертов, представителей власти, зарубежных компаний и организаций, медицинских и научных учреждений. На собраниях, посвященных медицинской промышленности, картинка другая: и залы невелики, и участников в разы меньше — лишь представители компаний-производителей да организаторы. Политический и прочий бомонд их словно игнорирует. Почему? «Не могу ответить на ваш вопрос, — прокомментировал ситуацию исполнительный вице-президент РСПП Виктор Черепов. — Мы-то считаем, что в первую очередь на таких конференциях должен присутствовать заказчик, который может сказать производителям: ребята, вы производите это, а мне надо это и это, в таком-то количестве и по такой-то цене. Но заказчиков тут и нет».
Действительно, на форуме не наблюдалось ни представителей региональных органов управления здравоохранением, ни руководителей крупных клиник и медцентров — основных потребителей продукции медпрома. А в кулуарах один из участников рассказал такую историю. В марте прошлого года председатель правительства дал поручение РСПП — подготовить полный перечень отечественных медизделий с указанием стоимости, конкурентоспособности и объемов, которые производители могут при необходимости нарастить, чтобы наши закупали его в рамках модернизации регионального здравоохранения. Ведь по стандартам оснащения первичного звена (обычных наших поликлиник и больниц) вполне можно закупать отечественные медизделия. Ассоциации и производители поручение выполнили — перечень создали, каждые полгода его обновляют. Цены, естественно, на порядок ниже зарубежных аналогов.
И что вы думаете, заказчик стал закупать отечественное? Рынок вырос совсем чуть-чуть. По-прежнему предпочитают импортное — от шприцев до томографов. И сидит наша Золушка на кухне, ждет-пождет принца. То ли слишком преувеличены ее работоспособность и доброта, то ли злая мачеха по-прежнему строит интриги… Хорошо бы, государственные люди разобрались, в чем тут дело. А то ведь так и останется падчерица в девках.
Источник: Российская газета