Истинный объем поддельных препаратов невелик — не более 1%

1
940

К сожалению, действительность такова, что абсолютно всем современным людям приходится пользоваться лекарствами — если даже не себе покупать, то своим близким.  И каждого из нас волнует качество продукции, степень риска купить фальшивку, а также то, какие новые препараты появятся в будущем. На вопросы корреспондента Medikforum.ru ответил первый проректор РНИМУ им. Н.И. Пирогова, академик РАМН Рамиль  Хабриев. 
 

Рамиль  Хабриев
Рамиль Хабриев

— Рамиль Усманович, начнем с самого актуального вопроса — как сейчас ведется борьба с поддельными лекарствами?

— Этим активно занимается Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. Региональные подразделения этой службы регулярно проводят выборочные проверки аптечных организаций, оптовых  складов и т.д., осуществляют контроль препаратов, следят за соблюдением патентного права производителей. Так что эта область медицины находится под неусыпным контролем. Вообще, тема фальшивых лекарств периодически поднимается вне медицинской аудитории, этому способствуют публикации в СМИ, но очень часто эта проблема показана глазами потребителей, а не специалистов.
Кстати, это проблема не только отечественная, а, я бы сказал, мирового масштаба. И никак нельзя сказать, что нас она коснулась в первую очередь и что наши показатели по продаже фальшивых лекарств лидируют.

— Такая интенсивная борьба изменила ситуацию? Стало лучше?

— Я не могу сказать лучше или хуже стало по одной простой причине — все показатели этой сферы находятся на одном и том же уровне. Причем истинный объем поддельных препаратов невелик — не более 1%. Хотя и говорят, что чуть ли не четверть объема фармрынка заполнили фальсификаты.

Если говорить вообще о нарушениях в этой сфере, то основная проблема — нарушение интеллектуальных прав. В целом ситуация по-прежнему стабильная — у нас не было случая, когда давали разрешение на медицинское применение  препарата, а он оказался с серьезными побочными эффектами или его применение вело за собой, например, увечье.
И повторюсь — если на рынке вдруг появляется препарат, который может как-то ухудшить здоровье потребителей, его моментально изымают из обращения.

— А какие препараты больше всего подделывают?

— По прежнему лидируют импортные дорогостоящие препараты. Это и понятно, наши отечественные дешевые таблетки подделывать попросту невыгодно. И чаще всего фальсификат имеет один и тот же химический состав и действие, что и подделываемый препарат: это так называемые контрафактные лекарства, т.е. те, производители которых не заплатили за патент или не спросили разрешения патентодержателя.

— Кстати, об импортных лекарствах — они действительно лучше помогают, чем отечественные? И с чем это может быть связано?

— Полагаю, что это ошибочное мнение у большинства населения сложилось из-за того, что очень долгое время импортные товары вообще и лекарства в частности, были абсолютно недоступны и казались из-за этого еще прекраснее  и качественнее, чем это было на самом деле. Ситуация с товарами из-за рубежа в корне изменилась, а мнение осталось. Мне думается, что в этом случае срабатывает эффект плацебо.
Есть четкие стандарты, по которым производятся фармацевтические препараты и заверяю вас, что отечественные лекарства по эффективности ничуть не уступают.

— Медики трубят тревогу —  появляются новые штаммы возбудителей разных болезней, которые обладают устойчивостью к антибиотикам. Что предпринимает отечественная фармакология?

— Эта проблема уже давно известна — все патогенные микроорганизмы имеют свою резистентность к лекарствам, которая может меняться. Микробы, как люди, тоже умеют приспосабливаться. Периодически изымаются из производства  различные препараты, фармацевты меняют их составляющие и возвращают на рынок, так сказать, в обновленном и улучшенном виде.

— Сейчас в России выпускается больше новых лекарств?

— Вообще, оригинальных препаратов очень и очень мало — их производят буквально десятки наименований, причем это по всему миру. И никогда ни одна страна не выпускает полный спектр лекарств. Всегда есть четкий перечень препаратов, которые изготавливаются на собственных заводах, и есть лекарства, которые закупают из-за рубежа. Если говорить о лекарствах, которые применяют в стационаре, то доля импорта там выше.

Во всех странах ведутся разработки новых препаратов, но, как я уже говорил, их очень мало. В основном все силы ученых направлены на то, чтобы попытаться уменьшить дозировку и снизить количество побочных эффектов.
Но проблема наша даже не в том, много или мало выпускается новинок в фармакологии. Не всегда наилучшим образом тратятся бюджетные средства медицинских учреждений, которые выделяются на покупку лекарств. И это при том, что и наша фармпромышленность, и зарубежная развиваются быстрыми темпами и объем выпускаемых препаратов только растет. Нужно, чтобы медики и экономисты работали рука об руку, в постоянном контакте друг с другом. Вот недавно в Москве состоялась  церемония вручения первой всероссийской социальной премии Da Signa, лауреаты которой представили на конкурс работы в области фармаэкономики. Работы интересные, зрелые и перспективные. Нужно, чтобы фармаэкономика играла одну из ведущих ролей в управлении здравоохранением.

— И последнее — Вы, как никто другой, разбираетесь в проблемах отечественного фармрынка. Что можете посоветовать нашим читателям, чтобы избежать столкновения с фальсификатом?

— Никогда не покупайте лекарства в интернет-аптеках! Это серьезный фактор риска. Вероятность приобретения некачественных препаратов в государственных аптеках и аптек, входящих в аптечные сети, гораздо ниже.

 

Автор: Оксана Герасименко

Источник: medikforum.ru


1 КОММЕНТАРИЙ

  1. «Истинный объем ФЛС знают только те кто его производят.Официально декларируемый (т.е. выявленный) рассчитывается как результат соотношения всех выпущенных в обращение в конкретном году серий ко всем выявленным в этом же году сериям ФЛС. При этом выборочный контроль покрывает не более 7% годового выпуска в обращение в 90% случаев контролируемых только по 3 параметрам Упаковка,маркировка и внешний вид. Интересно, что в США и Европе при ужесточении контроля выявляемость кратно растет а в РФ неумолимо падает.
    «Если говорить вообще о нарушениях в этой сфере, то основная проблема — нарушение интеллектуальных прав.» Данное утверждение полностью противоречит Медикрим, странно, что с Конвенцией не знаком один из наиболее компетентных специалистов российской фармы.