Весной в Екатеринбурге будет запущен в опытную эксплуатацию первый на Среднем Урале центр радиационной стерилизации, входящий в инновационную инфраструктуру Уральского федерального университета. С помощью специального оборудования здесь будет обрабатываться медицинская спецодежда, шовный материал.
— Ближайший к Екатеринбургу стерилизационный центр находится в Кургане, но там большие очереди и технология используется другая. Оборудование, которое установят в УрФУ, позволяет для каждого предмета подобрать индивидуально скорость движения конвейера и мощность радиационного пучка. Метод очень перспективный, во всем мире он используется для обработки не только медицинских материалов, но и пищевых продуктов, тары, — поясняет Сергей Бажуков, кандидат физико-математических наук, директор радиационного центра стерилизации.
Если этот проект УрФУ, скорее, коммерческий, то второй имеет огромное социальное значение. Инновационно-внедренческий центр ядерной медицины ориентирован на серийное производство медицинских изотопов и радиофармпрепаратов, с помощью которых можно не только диагностировать на ранней стадии, но и успешно лечить раковые и сердечно-сосудистые заболевания.
Центр ядерной медицины будет представлять собой реальное производство высочайшего уровня, соответствующее требованиям стандарта GMP. До 31 октября оборудование прибудет в Екатеринбург, сейчас ведется реконструкция помещений для него. Современный циклотрон, который установят в УрФУ, способен в непрерывном режиме нарабатывать много разных изотопов, обеспечивая потребность в радиофармпрепаратах больниц, расположенных в радиусе 100 километров от столицы Урала. Клиникам только нужно будет организовать радиозащитные лаборатории для проведения процедур и закупить гамма-камеры и позитронно-эмиссионные томографы (ПЭТ). Оборудование недешевое, но Сергей Бажуков уверен, что инвесторы найдутся — в лице государства и крупного бизнеса. Так, уже ведутся переговоры с рядом промышленных холдингов, имеющих собственные лечебные учреждения.
На комплексную реализацию проекта до 2020 года понадобится несколько миллиардов рублей. Пока в Свердловской области всего три гамма-камеры, а надо минимум 15-17 и хотя бы три ПЭТ. В экономически развитых странах один ПЭТ-центр обслуживает от 150 тысяч до миллиона человек. Стоимость их услуг в Корее равна 600 долларам, в Германии — 1000, в США — 2000. Это не только доступно населению, поскольку оплачивается за счет медстраховки, но и прибыльно, поэтому развитие ПЭТ-центров происходит по инициативе бизнеса.
— Можно растянуть поставки на 3-5 лет, а за это время подготовить линейный персонал в клиниках. Можно пойти по пути создания узловых диагностических центров, чтобы люди не ездили в Екатеринбург, а проходили процедуру в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, при этом результаты обследования специалисты из онкоцентра или ОКБ № 1 будут обрабатывать по Интернету, — рассуждает эксперт.
По его мнению, необходимо как можно скорее сформировать рабочую группу при полпреде президента, чтобы скоординировать усилия всех субъектов УрФО по развитию ядерной медицины. Свердловская область уже подготовила проект концепции, которая основана на организации кустовых поставок изотопов в диагностические клиники, за счет чего достигается экономия ресурсов и синхронизация действий ПЭТ-центров в Челябинске, Магнитогорске, Ханты-Мансийске и Тюмени. Также никому, кроме федеральной власти, не по силам решить проблему оплаты процедур радионуклидной диагностики в рамках ОМС.
— Циклотрон будут обслуживать 15-20 человек, и проект станет толчком для формирования тысяч новых рабочих мест в системе здравоохранения и смежных отраслях. С 2013 года диспансеризация населения становится обязательной. Разумно использовать этот шанс и создать современную университетскую клинику, где можно и научные исследования проводить совместно с Уральским фармкластером, и превентивную диагностику, подготовку и переподготовку кадров совместно с УГМА. В США до 40 тысяч процедур в год в расчете на 1000 человек делают в обычных поликлиниках. У нас в регионе даже врачей-радиологов, владеющих тонкостями метода, пока единицы, что уж говорить о познаниях линейных докторов, — комментирует ситуацию Сергей Бажуков.
Источник: Российская газета