Конкурентное преимущество немецкого химпрома — большие инвестиции в НИОКР

0
1066

Химическая промышленность Германии стремится сохранить свое технологическое преимущество и закрепиться на новых быстрорастущих рынках. Только так можно выжить в условиях высокой конкуренции.

«Химическая промышленность всегда была и остается одной из наиболее технологичных, современных и экологичных отраслей немецкой экономики. Мало кто может похвастать таким объемом эффективного производства, таким количество занятых и таким вниманием к экологической тематике. Наше производство одно из самых чистых в мире, и, более того, без нашей продукции невозможно представить себе выпуск многих важнейших для экологии товаров, например исходных материалов для энергосберегающей отрасли» — выступая в конце 2012 года на итоговом собрании Союза немецкой химической промышленности (VCI), его президент Карл-Людвиг Кляй не уставал расхваливать свою отрасль. И для гордости у господина Кляя есть все основания. Химическая промышленность — пятая по важности отрасль Германии. В 2011 году оборот немецкого химпрома составил 153,8 млрд евро — более 10% оборота всей обрабатывающей промышленности страны. В германской химической промышленности работает почти 450 тыс. человек, отрасль росла за последние десять лет со среднегодовым темпом 3,3% — это значительно опережает рост экономики ФРГ в целом.

Немецкий химпром славится прочными международными позициями. Экспорт отрасли превышает 80 млрд евро в год, и сегодня Германия остается одной из немногих стран мира, имеющих положительное внешнеторговое сальдо по товарам химической промышленности. А по объему производства таких товаров Германия — четвертая в мире держава после Китая, США и Японии.

НИОКР как главное преимущество

В немецком химпроме выделяются три главных сектора: базисная химия, специальная химия и фармацевтика. На первые две приходится около 80% оборота, а на последнюю — оставшиеся 20%. Однако относительно скромное положение фармацевтики по сравнению с базисной и специальной химией не означает ее меньшую важность. Каждый год немецкие фармацевты производят товаров на 30 млрд евро. За последние 12 лет рост объема производства в фармацевтической отрасли составил 49,7%. Россия — восьмой по объему потребитель продукции немецкой фармацевтической промышленности: в нашу страну из Германии поставляется лекарств на 1,62 млрд евро.

Ключевой элемент борьбы немецких химических концернов за сохранение лидерства на мировом рынке — высокая доля инвестиций в НИОКР. В то время как в среднем по миру предприятия химической промышленности инвестируют в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 1,2–1,5% своего оборота, в Германии этот показатель составляет почти 3%. Более высокими расходами на НИОКР может похвастать только японская химическая промышленность. Показатель объема инвестиций в НИОКР для фармацевтической промышленности еще выше: 14%. При этом рост средств, выделяемых немецкими фармакомпаниями на данный вид работ, достиг (в абсолютных цифрах) 27% всего за пять лет.

Технологический отрыв от конкурентов — главное преимущество немецкого химпрома, работающего в условиях крайне дорогой рабочей силы и жесткого экологического законодательства ФРГ. Для сохранения лидерства химической отрасли необходимо поддерживать долю инвестиций в научно-исследовательские работы на высоком уровне — поэтому в программном документе «Химпром-2030», разработанном Союзом химической промышленности Германии (VCI), предполагается, что к 2030 году немецкие химики (если не учитывать фармацевтическую отрасль) увеличат долю инвестиций в НИОКР до 3,2% оборота отрасли.

Доля расходов на НИОКР в химпроме, % от оборота отрасли
Доля расходов на НИОКР в химпроме, % от оборота отрасли

Конкурентная борьба в немецком химпроме в ближайшие 17 лет сведется к постоянным попыткам закрепиться в качестве поставщика в самых высокотехнологичных отраслях, считают в VCI. «Интенсивность использования продукции химпрома в отдельных отраслях будет возрастать. В автомобильной промышленности благодаря развитию электромобилей и автомобилей со сверхлегкими кузовами будет расти спрос на продукцию специальной химической промышленности. Новые сферы применения возникнут также в таких сферах деятельности, как производство ветряных электрогенераторов, солнечных батарей, изоляционных материалов для энергосберегающих зданий и других секторах экологически интенсивного производства», — сказали «Эксперту» в Союзе химической промышленности. Представители же фармацевтической промышленности подчеркивают, что главный фактор, который в ближайшие будет годы определять развитие отрасли, — продолжение старения населения. «Первый миллион евро отдается на разработку лекарства очень просто, и миллион — это фактически линия отсечения, на которой принимается первое решение: продолжать данное исследование или нет. Разумеется, разработка может быть прекращена и позже, но первая серьезная проверка происходит на миллионе. Исходя из этого правила, вы можете понять, насколько затратно производство лекарств», — сказал «Эксперту» в доверительном разговоре представитель крупного немецкого химического концерна. Расходы на разработку лекарств тем более высоки, что стандартный срок создания препаратат помимо примерно десяти лет исследований включает в себя еще по меньшей мере два-три года, в течение которых лекарство получает допуск на рынок. Учитывая, что патентная защита лекарственных средств прекращается через двадцать лет после выхода на рынок, фармацевтические компании вынуждены рассчитывать на получение прибыли достаточно быстро.

Убежать от Китая

Несмотря на высокотехнологичность немецкого химического производства, главным конкурентом Германии на мировом рынке базовой и специальной химии остается Китай. Уже сегодня КНР является крупнейшим мировым производителем продукции химической промышленности. До 2030 года, по прогнозам VCI, китайский химпром станет расти темпами не менее 7% в год. Таким образом, к 2030 году на Китай будет приходиться 47% мирового химического производства, что сделает его недосягаемым лидером рынка. «Значимость Китая продолжит расти в первую очередь за счет развитых промышленных стран», — считают в VCI.

Впрочем, представители отрасли смотрят в будущее с оптимизмом. По прогнозу, к 2030 году объем производства в немецком химпроме вырастет с нынешних 153 до 215 млрд евро, а доля экспорта — с сегодняшних 52,4 до 60%. Главным клиентом отрасли станет промышленность: если сегодня на промышленные компании приходится до 69% сбыта продукции немецкого химпрома, то через 17 лет эта доля вырастет до 77%, говорят в VCI. В свою очередь, в растущем производстве все более важную роль будет играть продукция специальной химии — ее доля в общем объеме продукции составит 46,6% по сравнению с сегодняшними 43,3%.

Чтобы уверенно развиваться на фоне растущей конкуренции, немецкому химпрому необходимо плотнее закрепляться на самых быстрорастущих потребительских рынках. И речь идет не только о Китае, который уже является одним из пяти крупнейших мировых потребителей продукции немецкой химической промышленности, а к 2030 году может стать третьим по важности рынком сбыта, пробив отметку 10 млрд евро в год (сегодня объем сбыта немецкого химпрома в самой Германии составляет 2,4 млрд евро в год). Важным рынком сбыта для немецких химиков остается Россия.

Главным мотором роста на ближайшие годы станет производство специальных продуктов
Главным мотором роста на ближайшие годы станет производство специальных продуктов

По данным компании Discovery Research Group, даже в кризисном 2010 году российский рынок продукции химической промышленности вырос по разным продуктам на 15% (полиэтилентерефталат) до 34% (поливинилхлорид). Рынок потребительской химии, например косметики, увеличился на 10% и достиг 11 млрд долларов. Сбыт лакокрасочных изделий вырос на 14%.

Не удивительно, что на таком рынке германские предприятия стараются закрепиться как можно прочнее. Все чаще они открывают в России не только свои торговые представительства, но и заводы. Летом прошлого года одна из крупнейших немецких химических компаний Evonik начала строить в Ростовской области предприятие по производству L-лизина — специальной добавки для животных кормов. Объем производства L-лизина на ростовской фабрике должен составить 100 тыс. тонн в год; производство, по заявлению компании, откроется в 2014 году. Благодаря близости к крупным сельскохозяйственным регионам России предприятие Evonik сможет снабжать кормовыми добавками фермы всего Юга России.

Активно действуют в нашей стране и другие немецкие компании. Так, еще два года назад Berlin-Chemie, входящая в итальянскую группу компаний Menarini, начала строительство фармацевтической фабрики полного цикла под Калугой. Предприятие, производство на котором должно начаться в 2014 году, будет выпускать мезим, фалиминт, курантил и другие медикаменты. Общий объем инвестиций в проект составил 30 млн евро. Высокотехнологический шинный завод вводит в строй под Калугой корпорация Сontinental. Объем инвестиций в строительство завода, мощность первой линии которого должна составить 4 млн покрышек в год с возможностью расширения до 16 млн, составил 240 млн евро.

Российская политика немецких химических компаний в принципе отражает единую стратегию: постепенный перенос производств в Россию для обслуживания поначалу российского рынка, а затем и рынков стран СНГ. Немецкие технологии, имеющие преимущество в эффективном использовании ресурсов, а также в высокой энергоэффективности, позволяют компаниям из Германии осуществлять успешную экспансию на российском рынке. Многие концерны запускают в России масштабные программы по обучению персонала — отправляя молодых сотрудников на стажировку в свои европейские и азиатские представительства. Таким образом, новые немецкие химические производства в России способствуют и трансферу технологий в сфере управления персоналом.

Автор: Сергей Новиков

Источник: expert.ru