Производители дженериков получат выгоду от истечения сроков патентов в этом году

0
1117

Прошлый год был не самым успешным для международных фармгигантов. Их продажи упали на 1,4%. Это связано с истечением сроков действия патентов и активизацией рынка дженериков. Основной упор делается на старые средства, а новых, которые бы могли завоевать рынок, просто нет. Снижение прибыли заставило ряд компаний сократить издержки, уменьшить выплаты врачам и расходы на проведение форумов и рекламных мероприятий, уволить сотрудников. Как пишет «Коммерсантъ», в 2013 году прибыль должна немного вырасти — на 1%.

Фармацевтические бренды на рынке России
Фармацевтические бренды на рынке России

Известно, что среди пострадавших — компании Novartis, Pfizer, Sanofi, Merck, Roche, GlaxoSmithKline, AstraZeneca, Johnson&Johnson, Abbot, Eli Lilly, Teva Pharmaceutical, Bristol-Myers Squibb, Amgen, Bayer и Baxter International. В частности, снижение Bristol-Myers Squibb составило 66,5%, AstraZeneca — 37,6%, Teva — 38,5%.

К примеру, Pfizer потеряла исключительные права на несколько своих бестселлеров (Lipitor, Xalatan, Aromasin, Geodan, Detrol). Продажи Lipitor, снижающего холестерин, после истечения срока патента в 2012 году упали более чем в три раза. В итоге Pfizer потеряла в прошлом году лидерство по продажам, уступив первое место Novartis. Аналогичная ситуация складывается и в начале этого года. Продажи GlaxoSmithKline за первый квартал упали на 3%, компании AstraZeneca — на 13%.

Яркий пример: продажи средства от психоза и шизофрении Seroquel (патент перестал работать в марте прошлого года) рухнули на 60%. К концу следующего года истекут патенты AstraZeneca еще на несколько лекарств. А прибыль от них составляет до 40% от общего объема продаж.

Как отмечает рейтинговое агентство Moody`s, производители дженериков продолжат в этом году получать выгоду от истечения сроков патентов. Но рост их прибыли ограничивает падение цен на лекарства и увеличение издержек, связанных с производством более сложных препаратов.

Что касается сокращения работников, то, например, AstraZeneca в ближайшие три года собирается сократить около 5000 сотрудников. Eli Lilly в США увольняет 30% менеджеров по продажам, а Novartis хочет уволить 40% работников на одном заводе. Компании также пытаются экономить, избавляясь от не слишком прибыльных подразделений. GlaxoSmithKline собирается продать свои бренды напитков Lucozade и Ribena, Pfizer — свое ветеринарное подразделение Zoetis.

Новые же препараты разрабатываются преимущественно по нескольким направлениям. AstraZeneca делает ставку на лекарства для лечения рака, болезней сердечно-сосудистой системы и нарушений обмена веществ, респираторных, аутоиммунных и воспалительных заболеваний, и на неинсулиновые препараты для лечения диабета. Но даже создание нового средства не означает, что оно с легкостью выйдет на рынок.

Поэтому компании меняют стратегию: вместо потенциальных бестселлеров, они разрабатывают так называемые нишевые препараты, в частности, от редких заболеваний. В этой сфере конкуренция значительно ниже.

В 2013 году Eli Lilly планирует получить одобрение контрольных органов США на пять новых лекарств. GlaxoSmithKline — на шесть препаратов. Это может подстегнуть продажи. К примеру, по ожиданиям Bayer, рост продаж составит 4-5% благодаря реализации нескольких новых препаратов (лекарство от тромбов — Xarelto, от болезней глаз — Eylea и рака — Stivarga).

Лидеры отечественного рынка не сталкиваются с данными проблемами. Львиная доля продукции — дженерики (на оригинальные препараты приходится только около 20% всех лекарств отечественного производства), да и маржа больше. В России основной покупатель — пациент, который при необходимости купит средство по любой цене. На Западе — это страховые компании и государство. А их сложнее продавить по ценам.

Источник: meddaily.ru