Почти половина всех жалоб, которые поступили в Росздравнадзор в прошлом году, приходится на неудовлетворительное качество лечения. Вместе с тем в стране уже появились медицинские учреждения, где дежурный администратор способен решить практически все спорные вопросы. О том, какое наказание ждет главврачей за сокрытие от пациента информации о бесплатных медуслугах и чем чревато для медиков сотрудничество с фармкомпаниями, а также, какие препараты чаще подделываются и какие учреждения ими пользуются, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Татьяне Степановой рассказал исполняющий обязанности руководителя Росздравнадзора Михаил Мурашко.
Михаил Альбертович, у Росздравнадзора с этого года расширились полномочия, расскажите о них подробнее.
В прошлом году были внесены изменения в российское законодательство, которые касаются того, что Росздравнадзор теперь наделен полномочиями по рассмотрению и вынесению решения по административным правонарушениям самостоятельно, а не через судебную систему. Список правонарушений, которые вправе контролировать Росздравнадзор, довольно большой. Новеллой, в частности, стали проверки нарушений в части обращения медицинских изделий. Мы в прошлом году выявили более 100 тысяч единиц незарегистрированных медизделий как низкого, так и высокого класса риска — стоматологические имплантаты, стерильные медицинские изделия. Нужно также отметить, что клиники, занимающиеся экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО), также используют незарегистрированные расходные материалы, в частности, катетеры. Часто используются незарегистрированные медицинские изделия в косметологии. Все эти изделия, которые были выявлены в ходе проверок, не прошли процедуру подтверждения качества, безопасности и эффективности на территории России.
Еще одна сфера, которая попала под контроль Росздравнадзора с нынешнего года, это запрет на сотрудничество медицинскими и фармацевтическими работниками с фармпроизводителями и фармдистрибьюторами. Теперь существует законодательное ограничение, которое связано с получением вознаграждения за выписку тех или иных препаратов с торговыми наименованиями, привязанное к конкретному производителю. Также медработникам запрещается участвовать в культурно-развлекательных мероприятиях, участвовать в ужинах, ездить на отдых и на конференции, которые спонсированы фармкомпаниями. Если организован кофе-брейк в рамках научно-практической конференции, то это допускается. Но для этого фармацевтические, аптечные организации должны уведомить Росздравнадзор о проведении конференции за два месяца: необходимо заполнить заявку о том, кто выступает организатором мероприятия, обозначить место его проведения, ознакомить с программой. Такие уведомления, кстати, уже стали к нам поступать.
У нас изначально были предложения о том, что ответственность должна быть не только медиков и фармацевтов, но также фармацевтических компаний и тех посредников, через которые они работают. Пока в законодательстве этого нет. Но я думаю, что это будет исправлено.
Какие штрафные санкции предусмотрены за незаконное сотрудничество врачей с фармкомпаниями?
Штраф для врача составляет от 3 до 5 тысяч рублей, для руководителя медицинской организации — от 5 до 10 тысяч рублей, для индивидуального предпринимателя — от 3 до 5 тысяч рублей. За повторное нарушение по данной статье предусмотрен не только штраф, но и дисквалификация сроком на полгода.
Что касается фармацевтов и провизоров в аптеках — как они теперь должны вести себя с покупателями?
Сегодня рецепты на лекарства выписываются по международному непатентованному наименованию (МНН), а не торговому названию. Поэтому аптечный работник обязан предложить покупателю на выбор несколько препаратов, в том числе и с наименьшей ценой.
С какими жалобами чаще всего обращаются в Росздравнадзор: на некачественное лечение или на отсутствие лекарств?
В прошлом году в Росздравнадзор поступило более 17 тысяч жалоб. Около половины из них касается качества лечения, на втором месте жалобы на лекарственное обеспечение — около 12%.
Надо сказать, что жалобы на необеспечение препаратами в больницах сегодня стали единичны. Если раньше родственники сломя голову бежали и искали препарат для пациента, который попал в больницу, то теперь в стационарах есть практически все.
Также единичны жалобы на обеспечение препаратами из высокозатратных нозологий. В амбулаторном звене среди льготной категории граждан также наметилась положительная тенденция. Но есть проблемы с обеспечением лекарствами больных, которые страдают орфанными заболеваниями. Мы понимаем, что лечение этих пациентов дорогое и не все региональные бюджеты способны обеспечивать таких пациентов необходимыми препаратами. Поэтому сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы передать часть этих полномочий от регионов на федеральный уровень.
Считаю, что основная масса жалоб, которая возникает при оказании медицинской помощи, обязана решаться на месте, в медицинской организации. Как правило, такие жалобы носят организационный характер или связаны с этикой и деонтологией медицинского работника. Поэтому мы сейчас настаиваем на том, чтобы в медицинских организациях размещался не огромный стенд с указанием платных услуг, а стенд, где будет указан дежурный администратор и его телефон.
Согласитесь, что у нас не возникает желания писать жалобы министру или президенту при возникновении каких-то проблем в гостинице, например. Как правило, мы идем к дежурному администратору, который решает все проблемы. Возможно, подобное сравнение не совсем равноценно, но такая же система должна быть создана в каждом медицинском учреждении. Надо сказать, что сегодня ряд территорий уже пошли по этому пути, в том числе и в Москве.
Михаил Альбертович, сейчас активно обсуждается вопрос платной и бесплатной помощи. Как пациенту узнать, что ему положено бесплатно, а за что ему придется заплатить?
С этого года появилось наказание за неинформирование пациентов об объеме бесплатной помощи: если в холле медицинского учреждения отсутствует информация о бесплатных медицинских услугах или же эта информация не размещена на официальном сайте организации, то за это предусмотрены административные наказания. Руководство медучреждения, которое оказывает помощь в рамках программы государственных гарантий и территориальной программы государственных гарантий, обязано четко прописать, какие услуги предоставляются бесплатно. Не просто повесить на стене программу госгарантий, из которой пациенту, как правило, ничего не понятно, а разместить на видном месте именно список бесплатных медицинских услуг.
А если в медицинской организации нет такой информации?
За это в законодательстве предусмотрено административное взыскание. Размер штрафа для должностных лиц составляет от 5 до 7 тысяч рублей, для юридических лиц — от 10 до 20 тысяч рублей.
Сейчас много разговоров о том, что наш фармацевтический рынок заполонили неэффективные, некачественные, фальсифицированные лекарства. Это соответствует действительности?
Давайте сначала разберемся, что значит эффективные и неэффективные лекарства. Во-первых, не должно быть никакого самолечения. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда человек по совету друзей или фармацевта покупает самостоятельно в аптеке препарат (к примеру, антибиотик при простудном заболевании), который ему не помогает, и сразу же решает, что приобрел фальсификат. Но ведь это не соответствует действительности: просто пациенту нужно было принимать другое лекарство совершенно другого спектра действия.
Кроме того, не стоит забывать еще и о фармакогенетике — всем известно, что один и тот же препарат по-разному воздействует на людей, потому что существует индивидуальная чувствительность.
Что же касается недоброкачественных и фальсифицированных препаратов, то по нашей статистике их не больше 1%. Но для того, чтобы четко контролировать рынок и выявлять фальсификат, нужно вернуть внезапные проверки. Сегодня по законодательству мы обязаны даже при внеплановой проверке, по жалобе пациента, за сутки уведомить продавца, производителя или дистрибьютора о своем визите. Но это же абсурд, и сегодня большинство депутатов это понимают.
Мы надеемся, что соответствующие изменения в законодательство будут внесены.
Кроме того, необходимы и проверки самих производителей на предмет качества производимых ими лекарственных средств, в том числе и за рубежом.
Какие препараты чаще всего подделывают?
Раньше часто попадались поддельные препараты, которые пользуются наибольшим спросом у населения. Сегодня стали подделывать дорогостоящие лекарства. Например, сейчас идет судебный процесс по организаторам производства фальсификата противоопухолевых препаратов. То есть подделываются лекарственные средства, которые реально влияют на жизнь человека: они не оказывают ожидаемого эффекта, и пациент, соответственно, не получает жизненно важной терапии и лечения.
Может ли фальсифицированный препарат попасть в медицинские учреждения?
Тот противоопухолевый препарат, по которому сейчас идет судебный процесс, как раз попал в стационарное звено. То есть в партию доброкачественного препарата подмешивался фальсифицированный. Поэтому мы и говорим о необходимости ввода системы внезапных проверок.
Источник: РИА Новости