Темпы роста зарплат на фармрынке составляли в последние 10 лет в среднем 10-12% в год

0
1073

personal

По данным AIPM, средний показатель текучести кадров среди полевого персонала в фармацевтических компаниях составляет 22,7%. В целом, среди всех категорий сотрудников  данный показатель достигает среднерыночного значения в 20%. Такие цифры были озвучены 17 июня в рамках  пресс-завтрака,  организованного компанией Merz.

Как было отмечено в ходе встречи, если текучка среди медпредставителей составляет около 15% — это явление нормальное. А вот показатель, превышающий отметку в 17%, уже является критичным и несет определенные риски. В частности, растут затраты компании на подбор, адаптацию, обучение новых сотрудников, принимаемых взамен ушедших.

По наблюдениям HR-специалистов,  если еще в начале 2000 гг. большинство медпредставителей были готовы работать  с полной отдачей в одной должности (без дополнительной мотивации) в течение двух лет, то к 2006 г. этот срок снизился до 1,5 лет, а сегодня приближается к полугоду. Поэтому проблема, как мотивировать  медпредставителей, чтобы они продолжали работать в должности, приобретает сегодня особую остроту.

Примечательно,  что данная проблема характерна именно для российского фармрынка. За рубежом  люди работают  медицинскими представителями по 20-30 лет и вполне довольны своим статусом.

Почему же так высока ротация полевых сотрудников на российском фармрынке?  По словам Ольги Забиры, директора по персоналу Merz (Россия), большинство российских медпредставителей  имеют высшее медицинское/фармацевтическое образование и хотели бы повысить свой статус.  Они переходят из компании в компанию, стремясь к карьерному росту, повышению зарплаты (при смене компании она может увеличиваться на 15-20%).  На переходы влияет также рост российского рынка — компании увеличивают штаты и соответственно растет спрос на персонал.  К слову, штат средней по численности сотрудников фармкомпании составляет ныне 600-800 человек. И потребности компаний в персонале продолжают расти. Но качественных, высокопотенциальных  кандидатов на рынке труда мало.

Как отмечает Екатерина Рябцева, менеджер по работе с персоналом отдела кадров Merz, в возрастной структуре кандидатов, претендующих на стартовые позиции  в продажах ЛС, сегодня много представителей поколения Y, тех, кто приходит в Фарму сразу после окончания медицинского вуза или недолго поработав врачом.  Примечательно, что на собеседовании  молодые кандидаты часто интересуются возможностью гибкого графика работы, использует ли компания «маячки» для контроля за передвижением  автотранспорта медпредставителей.  По словам Екатерины, средний срок работы в компании, на который ориентировано большинство кандидатов поколения Y, — полгода.

Ольга Забира  назвала «мифом» утверждение о том,  что в последнее время все меньше врачей переходит  на работу в фармбизнес.  Опыт компании Merz  показывает, что кандидатов с медицинским образованием меньше не становится.  Врачи по-прежнему  составляют значительную часть кандидатов на вакансии медпредставителей.  И основным мотиватором ухода из медицины для многих являются деньги. Зарплаты медицинских работников в целом по стране все еще остаются низкими в сравнении с  заработками специалистов фарминдустрии. Если молодой врач получает около 15 тыс. рублей, то зарплата начинающего медпредставителя адекватна сумме в 1,5-2 тыс.долларов США без учета бонусов.

По данным AIPM, которые приводились на встрече, темпы роста зарплат на фармрынке составляли в последние 10 лет в среднем 10-12% в год. В 2014 г. рост зарплат несколько замедлился — до 7-9%. Тем не менее, как показал опрос членов AIPM, фармацевтические компании не намерены корректировать свои HR-бюджеты, в отличие от игроков с других рынков,  сокращающих расходы на персонал в ожидании кризиса.

Автор: Наталья Маскина

Источник: Фармперсонал