Проблемы армянских фармпроизводителей при вступлении страны в ЕАЭС

0
877
Сергей Матевосян
Сергей Матевосян

Те фармацевтические предприятия Армении, которые пока не прошли GMP-сертификацию, должны стремиться сделать это еще до вступления в Евразийский экономический Союз, иначе доступ им на рынки ЕАЭС будет закрыт, полагает генеральный директор армянской фармацевтической компании «Ликвор» Сергей Матевосян.

В беседе с корреспондентом NEWS.am Medicine он отметил, что цель ЕАЭС – это создание общего экономического пространства с целью свободного перемещения товаров и услуг. Однако, лекарства – это своеобразный товар, здесь мы имеем дело со здоровьем человека, и свободного перемещения лекарств не будет, убежден С. Матевосян. Во всяком случае, так подсказывает ему опыт участия в многочисленных совместных обсуждениях и конференциях.

Хотя регуляторные органы стран-членов ЕАЭС пока окончательно не определились с механизмами и схемами контроля, С. Матевосян полагает, что каждая из стран будет ставить свои барьеры и ограничительные меры на процесс перемещения лекарств, а GMP-сертификат может стать отправной точкой для допуска лекарственных препаратов на рынок той или иной страны-участницы.

«Без сертификата GMP – это первое и необходимое условие, свободного перемещения не будет, это я могу сказать однозначно. Второй вопрос – будет ли он подтверждаться со стороны страны-импортера, со стороны регуляторов этих стран. Уверен, что да. Этот вопрос не будет обойден, производства обязательно будут инспектироваться на соответствие стандартам GMP» – отметил он.

В то же время, по словам главы крупнейшего фармацевтического производителя Армении, препараты, скажем, российских и казахстанских компаний, которые прошли GMP-сертификацию, свободно смогут поступать на армянский рынок, при этом они окажутся дешевле, и есть вероятность вытеснения аналогичной местной продукции.

«Одно дело, когда предприятие-производитель делает маркетинговый анализ, выбирает страну, где готово делать затраты на регистрацию, на продвижение своего товара, и ожидает коммерческую прибыль, осуществляет бизнес-проект. Но когда все барьеры открыты, и ты без каких-либо серьезных затрат входишь на рынок, то уже все равно, какими будут объемы продаж», — сказал он, добавив, что на армянский рынок при этом хлынет дженериковая продукция, которая сразу же может стать серьезным конкурентом для армянских производителей.

«С учетом того, что в Армении себестоимость любой произведенной продукции выше, чем в России, Казахстане или Беларуси, несомненно, ценовая конкуренция выйдет на первый план. Здесь мы видим очень серьезные риски», — сказал С. Матевосян.

По его словам, себестоимость армянской продукции высока по нескольким причинам, в частности, из-за малых объемов производства, низкой производительности труда, дороговизны транспорта и энергоносителей.

С. Матевосян также отметил, что помимо всего прочего сегодня нас от рынков стран-членов ЕАЭС отделяет также и налог на добавленную стоимость (НДС). «Армения – это единственная страна, в которой действует НДС при импорте лекарственных препаратов», — отметил он, добавив, что при вхождении Армении в ЕАЭС этот вопрос обязательно должен обсуждаться, а пока на сегодняшний день он создает серьезные дискриминационные условия для армянских импортеров, а также необоснованно поднимает цены на лекарства на внутреннем рынке.

С. Матевосян также проинформировал, что для урегулирования вопросов вступления Армении в ЕАЭС действует рабочая комиссия, разработан проект документа по сфере обращения лекарств на территории Таможенного союза, но армянские фармацевты пока прямого участия в обсуждении этого проекта не принимали.