Конкуренция за кадры – это самый больной вопрос любого кластера

0
1224

kadry1

Сократить разрыв между институтской подготовкой и реальными потребностями предприятий – задача, которая сегодня особенно актуальна в сфере подготовки кадров. Она во многом инициировала проведение круглого стола, в центре внимания которого была подготовка кадров для Калужского фармацевтического кластера.

«Забудьте все то, чему вас учили в институте» — эти слова Аркадия Райкина выражали отношение к выпускнику вуза, пришедшему на предприятие, еще в советские времена. В нынешних экономических реалиях предприятия очень хорошо умеют считать деньги, а переподготовка специалиста обходится слишком дорого – в прямом материальном измерении. Например, на предприятиях Росатома «обкатка» специалиста, вышедшего из стен профильного вуза, занимает около трех лет, в течение которых он проходит все ступени от рабочих должностей до инженерных. И все три года Госкорпорация Росатом платит молодому специалисту заработную плату.

Об этом на круглом столе рассказывала директор ИАТЭ НИЯУ МИФИ Наталья Айрапетова, сама выходец из Росатома. «И для меня при переходе из реальных отраслей экономики в систему высшего образования очень ярко проявился разрыв между потребностями отрасли и тем, к чему готовят наши вузы», — подчеркнула она. Поэтому ИАТЭ еще полтора года назад выступил инициатором проведения круглого стола по проблемам подготовки кадров, максимально приближенной к потребностям предприятий. Причем, на первый план выходит обсуждение образовательных и профессиональных стандартов. «Мы как Национальный исследовательский ядерный университет подготовили 27 образовательных стандартов, которые в большей степени касаются специальностей, характерных для Госкорпорации Росатом», — пояснила Наталья Германовна. По ее словам, подобные круглые столы должны стать той площадкой, где вузы и потенциальные работодатели должны договориться о направлениях развития образования в соответствии с реальными потребностями предприятий, что послужит основанием для корректировки существующих образовательных стандартов. Конечно, любой работодатель заинтересован в том, чтобы немедленно, на следующий день после вручения выпускнику диплома, он получил готового специалиста. Но такого не бывает. Поэтому нужна совместная работа вузов и потенциальных работодателей, чтобы разрыв между образовательными и профессиональными стандартами был минимален.

Еще одно направление тесного сотрудничества между предприятиями и вузами, на которое указала Наталья Айрапетова, связано с научно-исследовательской работой. Для предприятий, которые развивают у себя научную составляющую, сотрудничество с вузами – хорошая возможность получить финансирование по грантам Минобрнауки. Дело в том, что сегодня государство выделяет деньги по федеральным целевым программам на развитие R&D направлений через гранты Министерства. И в документации, которую подает исполнитель со стороны вуза на получение гранта, обязательно наличие индустриального партнера в качестве соисполнителя. Так что интерес здесь взаимный, и Наталья Айрапетова призвала участников круглого стола воспользоваться такой возможностью. «Мы для предприятий как представители образовательных учреждений можем являться той тягловой силой, которая позволит привлечь государственное финансирование на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок», — подчеркнула она.

Именно ИАТЭ НИЯУ МИФИ сегодня является основным вузом, готовящим кадры для фармацевтического кластера в регионе, что подтвердили и представители фармкомпаний, участвовавших в круглом столе. Например, в обнинской инновационной компании Мир-Фарм, которая занимается производством фармацевтических субстанций и готовых лекарственных средств, по словам ее исполнительного директора Игоря Ефимова, работают 23 человека, окончившие ИАТЭ и лишь 4 выпускника РХТУ им.Д.И.Менделеева, трое окончили Санкт-Петербургскую химакадемию, по два человека – выпускники МИТХТ и РУДН и т.д. Одним словом, ИАТЭ был и остается основным поставщиком кадров даже в такой исторически непрофильной для него сфере, как фармацевтика.

Впрочем, и сама биофармацевтика никогда не была для нашего атомного города профильной. Так что, рассказывая об опыте ИАТЭ в подготовке кадров для фармацевтической отрасли, зав. кафедрой фармацевтической и радиофармацевтической химии ИАТЭ НИЯ МИФИ Наталья Эпштейн предвидела удивление участников круглого стола по поводу того, что ядерный университет вдруг занялся подготовкой кадров для промышленной фармации. «На самом деле, когда нашему ИАТЭ поставили задачу готовить кадры для ядерной медицины, а это именно радиофармацевты, наш ректор принял решение, что не может быть радиофармацевта, если он не знает основ, а именно – фармацевтической химии, фармацевтической технологии», — говорит она. И здесь возникает вопрос государственных стандартов. Дело в том, что радиофармацевты – это, прежде всего специалисты в области промышленности. Но у нас в стране, в отличие от всех других стран, нет такого стандарта «промышленная фармация», есть просто «фармация». А раз его нет, надо либо его создавать, а это долго, либо воспользоваться существующими.

В ИАТЭ воспользовались существующими направлениями подготовки специалистов. Взяли из них два – «химия, физика, механика материалов» и «материаловедение и технология материалов», поскольку стояла задача готовить специалистов, которые могли бы воспроизвести имеющиеся технологии. Более того, в рамках этих же направлений ИАТЭ ведет подготовку, связанную с разработкой новых инновационных оригинальных препаратов. В настоящее время государственные стандарты имеют основополагающие базовые компетенции, которые ни один вуз не вправе менять, и вариативную часть, которую можно менять в зависимости от задач, стоящих перед вузом, вводить «свои» дисциплины.

Именно по этому пути и пошел ИАТЭ. Он ввел в качестве вариативных те дисциплины, которые позволяют будущему специалисту, пришедшему на предприятие, решать любую из задач в полном комплексе, будь то синтез, анализ или регистрация препарата. Эти программы, по словам Натальи Эпштейн, прошли в 2010 году аккредитацию, в 2011 году состоялся первый набор – в бакалавриат и магистратуру. Соответственно, уже состоялось два выпуска магистратуры, а это 14 человек, а первый выпуск бакалавров состоится в 2015 году. Все они приняты по целевому набору, работают на предприятиях Калужского фармкластера.

Одновременно предприятия-участники фармкластера – предоставляют своих специалистов для преподавания в ИАТЭ и базу своих предприятий для прохождения студентами практики, выполнения дипломных и диссертационных работ. Причем, особенность программы в том, что за каждой дисциплиной стоит высококлассный специалист с конкретного предприятия фармкластера. Так, направление «фармацевтическая химия» курирует предприятие Медбиофарм, «современная промышленная фармация и фармацевтические технологии» – Обнинская химико-фармацевтиче6ская компания (ОХФК), правила GMP – «Хемофарм», «хроматографические методы анализа», а также «дизайн лекарственных соединений» – компания «Бион» и т.д.

Таким образом, все преподаватели кафедры фармацевтической и радиофармацевтической химии, кроме самой заведующей – Натальи Эпштейн, это специалисты обнинских предприятий фармкластера. Они же сами и разрабатывают программу обучения, сами профессионально преподают, закладывая в будущих выпускников именно те знания, которые требуются на их предприятиях, будь то технологические процессы, анализ химических соединений и т.д. Наталья Эпштейн выразила признательность руководителям этих предприятий, которые, несмотря на невысокие зарплаты, сами участвуют в преподавательской деятельности, а также поощряют в этом своих сотрудников. Соответственно, и практику студенты кафедры проходят у себя на этих же предприятиях, работая на самом современном оборудовании. Здесь же они готовят и магистерскую диссертацию.

Таким образом, начав с ядерной медицины, радиофармпрепаратов, кафедра постепенно переместила центр тяжести в сторону фармацевтического сектора. «Зарплаты в радиофармацевтике неконкурентная, — поясняет Наталья Эпштейн. – И специалисты идут не в ядерную медицину, а на обнинские фармацевтические предприятия». Тем не менее, направление ядерной медицины может оказаться востребованным в ближайшее время, так что кафедра не собирается сдавать свои позиции в этой области. Тем более, что Обнинск предоставляет для этого исключительные возможности: именно в нашем городе, наряду с фармкластером, фактически сложился кластер ядерной медицины, хотя и не формализованный, в отличие от КФК. Крупнейшие научные центры города обладают уникальной базой для прохождения практики в области ядерной медицины и радиофармацевтики.

Опыт ИАТЭ в подготовке кадров, о котором рассказывала Наталья Эпштейн, в очередной раз продемонстрировал тот эффект синергии, который дает фармкластер всем его участникам. К этому стремится идеолог и координатор Калужского фармкластера, Руководитель Агентства инновационного развития – Центра кластерного развития Калужской области Анатолий Сотников, который инициировал, в том числе, и проведение круглого стола по подготовке кадров для фармкластера. «Конкуренция за кадры – это самый больной вопрос любого кластера, — говорит он. — И чем больше предприятий определенной отрасли сосредоточено на одной территории, тем жестче конкуренция за специалистов. Конкуренция есть всегда, и специалистов всегда не хватает. Поэтому вопрос кадров для кластера – ключевой».

АИРКО, со своей стороны, не только играет роль координатора деятельности фармкластера, но и реализует образовательные программы в рамках финансирования пилотного инновационного кластера РФ, каковым является Калужский фармкластер. В этом году в ИАТЭ на базе кафедры фармацевтической и радиофармацевтической химии образован Центр практического обучения, закуплено оборудование, позволяющее готовить специалистов как в области фармацевтики, так и в области ядерной медицины. «Есть существенный пробел, связанный с тем, что в Центре пока отсутствует макет чистой комнаты, — говорит Анатолий Сотников. — В рамках пилотного инновационного кластера мы запросили ресурсы, и будем закупать этот макет. Так возникает синергия: к ресурсам, которые вкладывает ИАТЭ, добавляются ресурсы АИРКО и в итоге получается отличная система подготовки ориентированных на практику специалистов».

Татьяна Райдер, Обнинская газета