В гражданских секторах промышленности у нас большой нереализованный инновационный потенциал

0
915
Денис Мантуров
Денис Мантуров

Основные факторы, определяющие «пределы роста» в современном мире, – это экономический спад, антропогенный пресс и ресурсный голод. Для России они не представляют существенной угрозы. Это дает нам преимущества в борьбе за ресурсы и передел рынков. В этом соперничестве критическим для всего мира может стать период 2020–2030 гг. – время «стратегических шоков».

В гражданских секторах промышленности у нас большой нереализованный инновационный потенциал. За последние пять лет инвестиции государства в фундаментальные и прикладные исследования удвоились, а за десятилетие выросли более чем в 10 раз. Удалось сформировать задел новых разработок в станкостроении, тяжелом и сельскохозяйственном машиностроении, судостроении и гражданской авиации, фармацевтике и медицине. Минпромторг провел ревизию созданных во всех отраслях результатов интеллектуальной деятельности, правами на которую обладает государство, открыв для отечественного бизнеса возможность их безвозмездного использования. Россия должна состояться и на новых высокотехнологичных рынках и в сегментах, которые только начинают развиваться. Мы уже разработали и приступили к реализации стратегических и программных документов в таких отраслях, как биотехнологии, композиты, редкие и редкоземельные металлы, фотоника; начали прорабатывать перспективные направления развития и необходимые меры господдержки в робототехнике и аддитивных технологиях.

Но узкоотраслевые механизмы стимулирования не могут обеспечить адекватный эффект в условиях структурных проблем, которые существуют в экономике и промышленности. Многие российские компании не готовы обеспечить инновационные изменения и внедрение новых разработок из-за устаревшего оборудования, закредитованности и тяжелых условий привлечения инвестиций, отсутствия современной производственной инфраструктуры.

В области промышленного дизайна и брендинга мы не только не «впереди планеты всей», а ровно наоборот. Уже сформировался «дизайн-барьер» вхождения на зарубежные рынки для многих наших промышленных компаний. А с учетом современного уровня интеграции промышленного дизайна в инженерное проектирование (конструирование и инжиниринг) становятся очевидными риски конкурентоспособности российских производителей. На преодоление этих системообразующих изъянов и создание новых фундаментальных основ роста нацелена новая промышленная политика. В качестве приоритетов мы определили поддержку прорывных научных разработок и новаций, обеспечивающих опережающее развитие технологического потенциала, выстраивание и гармонизацию кооперационных связей между наукой и бизнесом, создание стабильных условий и среды максимального благоприятствования для устойчивого развития промышленности.

С учетом нынешней структуры российской экономики, ее потенциала и мировой конъюнктуры в ближайшие 5–10 лет наиболее адекватной стратегией развития является интегрированная индустриализация. Это диктует необходимость развивать не только традиционно сильные у нас секторы – аграрный, сырьевой и оборонный, но и отрасли инновационной промышленности будущего, от самых наукоемких сегментов традиционных отраслей до ключевых прорывных технологий и новых рынков. В рамках госуправления необходимо обеспечить плотное взаимодействие, концентрацию ресурсов и регуляторных возможностей всех уровней власти для индустриального развития территорий всей страны. Фактически заново требуется создать прикладную науку, которая станет связующим звеном между бизнесом и сферой фундаментальных исследований. Параллельно придется менять традиционные установки отечественного бизнеса, не готового инвестировать в новые разработки. Необходимо кардинально улучшить инвестклимат и повысить привлекательность промышленности как объекта вложений, нужны новые подходы в налоговой политике в отношении новых производств. В серьезном реформировании нуждается и производственная сфера, где должны появиться новые промплощадки, бизнес-инкубаторы, индустриальные парки, промышленные кластеры. Все это должно привести к повышению занятости на местах, увеличению поступлений в бюджеты и улучшению качества жизни населения.

В разработке концепции промышленной политики принимали участие представители всех уровней власти и ведомств, научного и бизнес-сообщества, руководители профессиональных и общественных объединений, аналитики и эксперты. Получившийся в итоге законопроект «О промышленной политике в РФ» был поддержан в регионах, одобрен на заседании правительства и принят в первом чтении Госдумой. Он систематизирует существующие и предлагает новые механизмы стимулирования производственной деятельности, определяет полномочия госорганов и местного самоуправления при реализации промышленной политики.

В условиях нарастающей международной напряженности есть соблазн скатиться до рассуждений «не до жиру». Мы с этим не согласны в корне. Именно сейчас потребители начинают понимать, что наша промышленность может предложить конкурентоспособную продукцию. Решая текущие задачи по импортозамещению, мы способны вернуть себе наш рынок навсегда.

Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров

Источник: «Ведомости»