В уходящем 2014 году силы на российском фармрынке перераспределились

0
1213

apteka

Год уходящий внес значительные коррективы в расположение сил на фармацевтическом рынке России. Слияния и поглощения были не редким делом, а крупные активы, которые, казалось, непоколебимы, поменяли собственников.

Одну аптеку беру, на другую смотрю, третью примечаю

Как вечен спор физиков и лириков, так и на аптечном рынке не переводятся приверженцы органического роста и представители агрессивного развития путем слияний и поглощений. Кто из них прав — должно показать время. Но то, что действия последних приводят к консолидации рынка, видно уже сейчас. Главным приверженцем подхода M&A является аптечная группа A.v.e, которая еще в прошлом году оказалась на передовой, анонсировав сделку слияния с «Аптечной сетью 36,6».

Допэмиссия акций «36,6», которая планировалась для объединения с A.v.e, в уходящем году так и не произошла, однако компании уже полностью объединились на операционном уровне, активно занимаются ребрендингом аптек и позиционируют себя как одна компания. Кроме того, совладельцы A.v.e через кипрскую Palesora летом приобрели 51% «36,6». По итогам допэмиссии, которую планируется завершить к маю 2015 года, совладельцы A.v.e намерены получить контрольный пакет в объединенной компании.

Медленно, но верно работая над сделкой с «36,6», A.v.e решила не останавливаться на достигнутом и стремительно увеличивает аптечную сеть, приобретая как мелких игроков, так и крупных. И если в 2013 году событием года на розничном фармрынке стало объявление о слиянии A.v.e и «36,6», то в 2014 году таким событием по праву можно назвать покупку «Аптечной сетью 36,6» российского бизнеса финской Oriola-KD.

На удивление рынка сделка произошла очень быстро. В октябре появились слухи о том, что совладельцы A.v.e проявляют интерес к активам Oriola, но осведомленные источники «Интерфакса» утверждали, что до совершения сделки вряд ли дойдет. Однако уже в начале декабря договоренность сторонами была достигнута, и «36,6» приросла 229 аптеками под брендами «Старый Лекарь» и «Аптека 03». В результате объединенная компания «36,6» — A.v.e к концу года будет насчитывать порядка 730 аптек. Кроме того, благодаря сделке аптечная компания приобрела дистрибуторский бизнес, который, однако, не планирует развивать: в планах — закрытие всех региональных складов и дистрибуторских центров Oriola.

Покупка «Аптечной сетью 36,6» российского бизнеса Oriola стала не единственной крупной сделкой M&A, которую пережил аптечный рынок в 2014 году. В начале года аптечные сети «Первая помощь» и «Радуга» (входит в «Роста», основным акционером которой является Давид Паникашвили) договорились о слиянии. По итогам года аптечная сеть компаний, которые уже объединились на операционном уровне, должна насчитывать около 1 тыс. точек.

Между тем пока одни игроки аптечного рынка делают ставу на агрессивное развитие путем слияний и поглощений, другие предпочитают органический рост и при этом не менее преуспевают. Аптечная сеть «Ригла», которая входит в ГК «Протек», неизменно придерживается этой стратегии и показывает стабильный рост. По итогам года аптечная сеть должна достичь 1,2 тыс. точек, показав рост год к году на 21%.

Аптечная сеть А5, развивающая бренды «Норма», «Фармадар» и «А5», также концентрируется на органическом росте и планирует на конец года выйти на 1 тыс. аптек. Между тем А5 не исключает и слияний с другими аптечными компаниями. Так, А5 ведет переговоры об объединении с крупным региональным игроком — «Фармаимпексом», который управляет 526 аптеками в 17 регионах. Летом уходящего года компании создали маркетинговое партнерство «Компас», что стало первым этапом их сотрудничества. Весной стороны приступили к обсуждению сделки слияния, а в 2015 году планируется провести due diligence. Сделка, если она состоится, будет проходить на базе А5, а акционеры «Фармаимпекса» получат долю в объединенной компании.

Эстафетная палочка

Сделки слияний и поглощений в уходящем году произошли не только в рознице. Если на аптечном рынке тон задавала A.v.e Group, то в производственном сегменте все внимание было приковано к «Верофарму». Один из крупнейших российских производителей дженериков и пластырей что ни год меняет собственника. Однако в этот раз, видимо, это произошло всерьез и надолго.

Казалось бы, еще совсем недавно, чуть больше года назад, совладелец Московского кредитного банка Роман Авдеев приобрел 52,01% «Верофарма» у «Аптечной сети 36,6», которая не могла справиться с долговой нагрузкой. В течение года Авдеев неоднократно выставлял миноритариям оферту на приобретение их акций, в результате консолидировав 98,3% компании.

Покупая контрольный пакет «Верофарма» с премией к рынку,.Авдеев уже тогда отмечал, что видит большой потенциал компании. Ожидания бизнесмена оправдались сполна. Инвестиция в казалось бы совершенно непрофильный для него актив окупилась, после того как в апреле 2014 года он договорился с американской Abbott о продаже «Верофарма». Закрывая сделку практически под занавес уходящего года, Авдеев получил за фармпроизводителя 16,7 млрд рублей, в то время как его вложения в актив составили около 9,5 млрд рублей.

Рынок с радостью воспринял эту новость — теперь компания, которая уже многое повидала на своем веку, наконец-то попала в руки профессионалов, не понаслышке знакомых с фармацевтическим бизнесом. Фармгигант Abbott, который заинтересован в российском рынке, будет бережно обращаться с «Верофармом», развивая его производственные мощности. Однако радость инвесторов была недолгой — за сделку «Верофарм» заплатил публичностью, приняв решение о делистинге акций с Московской биржи.

Несмотря ни на что, сделка, кажется, прошла на удивление легко и быстро. У госорганов, в частности, не было никаких вопросов, в то время как предыдущая сделка Abbott, которая намеревалась купить производителя вакцин «Петровакс Фарм», была заблокировала. Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, тогда поясняла свое решение тем, что во многих странах разработчики вакцин являются национальными компаниями.

Таким образом, все стороны должны остаться довольны сделкой. Abbott получила долгожданный актив, что позволяет ей называть себя «российской компанией», а значит наряду с локальными фармпроизводителями принимать участие в госзакупках и получать даже некие преференции, которые пока, правда, только обсуждаются профильными ведомствами. Авдеев, заработав около 7,2 млрд рублей, может направить вырученные средства на развитие бизнеса или же вложить их в новые проекты. А «Верофарм», продажа которого уже давно волновала рынок, словно эстафетная палочка, кажется, попал наконец-то в руки участника, завершающего «соревнование».

Все ниже и ниже

Российский «Фармстандарт», который из года в год поражал рынок всевозможными покупками, в 2014 году не порадовал инвесторов новыми сделками. Но, будучи фармацевтическим гигантом страны, «Фармстандарт», видимо, не может прожить год и совсем ничем не удивить рынок. И на этот раз этим событием стало не очередное приобретение компании, а, наоборот, потеря.

В конце ноября несменный гендиректор фармпроизводителя Игорь Крылов, который на протяжении 11 лет возглавлял «Фармстандарт», покинул компанию. Куда и почему уходит Крылов остается неизвестным. Сам же он в своем прощальном письме сообщил, что покидает компанию для того, чтобы «изучить новые возможности».

«Фармстандарт» объявил, что начинает поиски нового главы компании. А пока что временным генеральным директором компании назначен Владимир Чупиков, ранее занимавшей должность заместителя гендиректора по закупкам.

Рынок недоумевает, кто может возглавить российского фармгиганта, а также интересуется дальнейшими планами Крылова, покинувшего пост главы лидера отрасли. У Крылова без «Фармстандарта», должно быть, все сложится неплохо, однако возникают сомнения, так ли безоблачна без него будет судьба компании. Спрогнозировать это пока довольно сложно, однако показательно то, что новость о неожиданном уходе Крылова потянула акции «Фармстандарта» вниз.

Между тем снижение стоимости акций фармпроизводителя на пару процентов уже никого не удивляет, после того как в 2013 году «Фармстандарт» уничтожил свою капитализацию, осуществив всего несколько сделок. Фармпроизводитель провел реорганизацию общества, выделив из него бизнес безрецептурных брендированных препаратов, а также заключил сделку на $590 млн, не объяснив ее сути.

Уходящий год, таким образом, можно назвать относительно тихим и спокойным для производителя, если не брать во внимание, что под конец года компания была «обезглавлена». Сравнительное спокойствие компании не помогло сгладить последствия программы под названием «Уничтожение акционерной стоимости», которая была запущена в прошлом году. Утерянную капитализацию и доверие рынка компания не вернула. Стоимость «Фармстандарта» на Московской бирже только снизилась и на конец года составила порядка 34 млрд рублей, в то время как прошлый год компания закончила с 44 млрд рублей, рухнув с 84,5 млрд рублей, которые были до объявления о корпоративных новостях. Что будет с компанией в 2015 году — пока неизвестно, но сюрпризы, наверное, неизбежны.