Лучше переждать нестабильность со сниженными продажами, чем уйти с рынка

0
1159

Патент на лекарство

Аналитики ожидают прояснения картины с ценами на лекарственные препараты только к концу первого квартала. Это связано с тем, что еще 2-3 месяца на основные тренды будут влиять старые лекарственные запасы. Зафиксированный по итогам 2014 года агентством DSM group рост цен на лекарства – 12,7% – был самым значимым с 2010 года, с момента введения регулирования цен на препараты, входящие в Перечень главных и жизненно необходимых. Пока он лишь чуть отстает от всплеска лекарственных цен во время экономического кризиса 2008-2009 гг. (тогда цены выросли в среднем на 14% — 16,2%). И не было случая, чтобы этот рост ограничивался только размером официальной инфляции. Чего ждать сейчас? Какими будут ценовые пики в 2015 году? На какие тренды ориентироваться игрокам рынка и населению?

Чего ожидать хроническим пациентам?

Минздрав РФ заверил на днях, что даже во время кризиса Россия продолжит закупки препаратов для хронических больных, в частности для онкологических. В этой области импортозамещение делает первые робкие шаги, и результаты пока не обнародованы. Минпромторг занимается поддержкой производителей отечественных жизненно важных лекарственных препаратов, и заместитель министра промышленности и торговли России Сергей Цыб не опровергает свои планы, что к 2020 году половина всех лекарств будет производиться в России. Но когда делались эти амбициозные заявления, рубль уверенно стоял на прежних позициях. Что будет с импортными лекарствами? Правительство увеличит дотацию до 16,3 млрд рублей на лекарства зарубежного производства, сообщил ТАСС со ссылкой на вице-премьера РФ Ольга Голодец. «Мониторинг цен на лекарства ведется в режиме он-лайн, и если где-то возникает нестабильная ситуация, то мы тут же начинаем ее решать и помогать региону», — сказала вице-премьер. Но полного замещения импортных лекарств российскими аналогами в ближайшие 20 лет ожидать не приходится, — заявил на пресс-конференции руководитель Федерального медико-биологического агентства России Владимир Уйба.

Пригрозили ценам

Нынче же работники прокуратуры и депутаты разных уровней фиксируют завышение цен (к примеру, об этом СМИ доложили Председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников и помощник прокурора Юго-Западного административного округа столицы Александр Гончаров). Глава администрации президента РФ Сергей Иванов также заявил на днях, что органы прокуратуры России должны отслеживать процессы ценообразования на топливо, продовольствие и лекарства.

В аптечных сетях утверждают, что цены на лекарства из списков не растут, однако сообщения из регионов опровергают эти заявления, а уж в коммерческих отделах рост цен даже на отечественные препараты составил двузначные числа.

«Новые поставки лекарств производятся уже совсем по другим ценам, – поясняет РИА АМИ исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина, – когда курс рубля упал вдвое практически. Разница в стоимости лекарств декабрьских и январских партий может сейчас составлять до 70%, к Перечню ЖНВЛП надбавки пересматриваются 1 раз в год на уровень инфляции, а официально инфляция объявлена в 5,5%, то есть она никак не покрывает убытки. В реалиях все еще грустнее. Антикризисная комиссия в ГД недавно рассматривала вопрос повышения цен на лекарства. Вот в декабре завод отпускает препарат по 13 рублей за упаковку, а его себестоимость уже составляет 20 рублей. Так что завод несет прямые убытки! Нас спрашивают, почему у отечественных препаратов вдвое выросла цена? Во-первых, потому, что у многих отечественных лекарств доля в цене препарата импортной субстанции составляет до 80%. Во-вторых, в прошедшем 2014 году многие заводы взяли кредиты на реформирование производства по требованиям стандарта GMP, стандарта надлежащей практики, брали кредит по одним условиям, а теперь кредиты совсем другие, аж под 30%!»

Бизнес пытается выжить

И никаких особых нарушений эксперты рынка не усматривают. «Большая часть розницы работает в законодательных рамках, – считает директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. – По препаратам Перечня ЖНВЛП еще в сентябре наценки были ниже максимума, часть аптек даже позволяли себе акции и скидки для населения, но сейчас они, конечно, вышли на максимально возможную надбавку, не говоря уже о надбавках в коммерческом секторе. И если, по нашим расчетам, по итогам 2014 года рост цен на препараты составил в среднем 22%, то и в 2015 году рост меньше никак не будет. И если инфляция будет нарастать, то цены на лекарства еще больше вырастут».

По ассортименту аптек прогнозы пока на 2015 год делать рано, сказал эксперт РИА АМИ, однако уже видно, что общее потребление лекарств снизится. «В конце года много было населением и ЛПУ закуплено препаратов впрок, и импортных, и отечественных, – говорит Мелик-Гусейнов, – так что текущие закупки снижаются, спрос падает, но выводы можно будет сделать к исходу первого квартала».

Тренды-2015

«Конечно, и на группу препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, и на остальные рост цен будет, – считает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma, – и в аптеках будут всеми способами стараться перевести население на более дорогие лекарства. Производители будут пытаться сэкономить на упрощенных упаковках, и все-таки в коммерческом секторе рост цен может составить по разным позициям от 30 до 50%. И то, пока не будут выбраны запасы, приобретенные по прежнему низкому курсу рубля».

Еще одна тенденция – сокращение спроса на БАД и парафармацевтику.

«На парафармацевтику еще спрос не упал, но он с потерей доходов произойдет автоматически, – поясняет Николай Беспалов, – сектора парафармы, БАД, косметики, да и ОТС препаратов в такие периоды «проседают». Мы это видели во время кризиса 2008-2009 гг. Население меньше будет покупать витаминов, с дорогих переходить на более дешевые, с импортных на отечественные, с оригинальных препаратов – на дженерики, с дорогих дженериков – на более дешевые. Думаю, мы увидим эти тренды во 2-3 кварталах». Однако возможен и другой эффект. «Сокращение продаж по БАД и косметическим товарам падает, но не стремительно, – поясняет Давид Мелик-Гусейнов. – Вообще по парафармацевтике в кризисное время можно ожидать «эффекта губной помады», люди стремятся не болеть, соблюдать здоровый образ жизни, хорошо выглядеть, внешним видом показывая, что «меня кризис не коснулся», «у меня все хорошо».

Исчезнет ли импорт?

«С рынка импортеры не уйдут, несмотря на потери в прибылях, но больше всего риски почувствуют производители препаратов, входящих в Перечень ЖНВЛП, если не произойдет индексация, то с нынешними ограничениями по росту цен эти лекарства себе в убыток бизнес производить не будет. Но, скорее всего, индексация все-таки будет, ждем ее на уровне 10-15%», – замечает Николай Беспалов. С ним согласен и Давид Мелик-Гусейнов. «Я думаю, что импортеры с рынка не уйдут, хотя продажи у многих «съеживаются». Но уйти, а потом вернуться после перерыва – бизнесу слишком накладно, срабатывает эффект «вторичного входа», возвращаться на рынок всегда существенно дороже, место быстро занимают менее требовательные конкуренты, поэтому с точки зрения бизнеса, лучше переждать нестабильность со сниженными продажами», – говорит эксперт.

Выживут ли аптеки?

«Пока особого сокращения аптек мы не видим, – рассказала РИА АМИ Елена Неволина, – но аптечные сети уже пересматривают свои активы. Конечно, убыточные аптеки закроют, уже сейчас видно, что трафик аптечный сокращается. Видно также, что население переходит на более дешевые аналоги препаратов. Кроме того, будет сокращаться спрос на аптечную косметику, на кремы для проблемной кожи, средства против морщин и прочие схожие аптечные продукты. Ждут аптеки изменения нормативной базы – обновленные «Правила отпуска» должны разрешить большие вторичные упаковки вскрывать и продавать препараты блистерами, до сих пор это разрешалось только в исключительных случаях, и при этом аптекам нужно вести особые журналы, переупаковывать блистеры при продажах».

А населению придется вырабатывать новые навыки выбора препаратов.

«Премьер Шувалов на последнем совете безопасности сказал, что «часть населения не сможет позволить себе пользоваться привычными лекарствами», – говорит Елена Неволина, – думаю, четче увидеть происходящее можно будет после марта, когда закончатся запасы лекарств по прежним ценам».

Ирина Власова, РИА АМИ