Ярославский фармкластер существует не на бумаге, а реально функционирует

0
886
губернатор Ярославской области Сергей Ястребов
губернатор Ярославской области Сергей Ястребов

Сегодня, когда проблема импортозамещения актуальна, как никогда, работа Ярославского кластера инновационной фармацевтики и медицины, развивающегося в регионе более шести лет, представляет особый интерес. Насколько готовы местные фармацевты заменить на аптечных полках зарубежные пилюли отечественными, рассказал губернатор Ярославской области Сергей Ястребов.

Сергей Николаевич, с 2008 года, когда две первые фармацевтические компании захотели разместить в Ярославской области свои производства, прошло достаточно времени, чтобы начать «пожинать плоды». В фармкластере шесть резидентов, построены три предприятия. Они уже выпускают продукцию?

Мы сегодня имеем реально действующие предприятия. Я вам сейчас коробочку покажу. Так нагляднее. Вот «Актовегин», раствор для инъекций, произведен в Ярославле в мае 2013 года, годен еще до 2018-го… Производитель — завод «Такеда». В Ярославле препарат поначалу лишь упаковывался, но в 2015 году будет запущен полный цикл производства трех ключевых препаратов — «Актовегина», «Кардиомагнила» и «Кальция-ДЗ Никомед».

Завод готовых лекарственных форм компании «Р-Фарм» уже выпускает у нас препараты, применяемые при лечении гастроэнтерологических заболеваний, ВИЧ-инфекции, препараты для анестезии («Де-Нол», «Летрозол», «Анастрозол», «Бикалутамид», «Зидовудин», «Севоран» и другие). В этом году ассортимент еще увеличится. Кроме того, они переходят на собственное сырье. Для понимания, насколько успешно этот завод работает, назову одну цифру: в прошлом году «Р-Фарм» заплатил в бюджет Ярославской области миллиард 370 миллионов рублей налогов!

На миллиард таблеток в год выходит «Тева», а ее проектная мощность — восемь миллиардов. Сейчас там запускают две линии, где будут делать 46 наименований лекарственных препаратов. То есть у нас уже очень солидный «актив».

Остальные заводы достраиваются?

В этом году запустим «Витафарму» в Переславле и «Фармославль» в Ростове. Первое предприятие будет специализироваться на иммунобиологических препаратах и биодобавках, содержащих живые микроорганизмы, второе — на разработке и изготовлении субстанций для производства лекарств против ряда тяжелых заболеваний, в том числе онкологических.

Еще одно предприятие — компании «НТфарма» — должно начать выпуск препаратов в следующем году. Его специализация — лекарства для лечения ишемий, некоторых инфекций, токсикозов, а также для активации иммунитета.

Так что ассортимент будет широкий. Причем все наши препараты соответствуют высочайшим международным стандартам качества GMP.

На какой объем рынка ярославские фармпроизводители могут рассчитывать в перспективе?

Мы рассчитываем присутствовать на рынке России и СНГ где-то в пределах 15-20 процентов. Естественно, в сегменте той продукции, которую производим.

Сотрудничают ли предприятия ярославского фармкластера с местными учеными?

О своих крупных и системных разработках пока говорить рано. Это будет актуально, когда мы запустим в Ростове «Фармославль» и когда заработает Центр трансферта технологий, который сейчас строится в нашем технопарке в Новоселках. Потенциал у нас есть.

Вузы и ссузы региона удовлетворяют кадровым потребностям?

Полностью. В настоящее время подготовку специалистов для фармацевтической отрасли в области осуществляют шесть образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Между резидентами фармкластера и этими вузами и ссузами заключены соглашения о подготовке кадров, создана материальная база.

Ярославский промышленно-экономический колледж вместе с «Р-Фарм» с 2013 года — участники проекта по подготовке кадров на основе дуального образования, то есть студенты учатся прямо на производстве. На базе химико-технологического лицея в 2014-м открыт Центр коллективного пользования для подготовки специалистов-фармакологов. Там с участием компании «Такеда» создана так называемая «чистая комната», построен практически натуральный минифармзавод. Теперь, приходя на предприятие, выпускники смогут сразу же реально включиться в процесс.

Образовательные учреждения и резиденты фармкластера в недалеком будущем станут членами фармацевтической НКО, которая сейчас создается по вашей инициативе. Зачем нужна эта структура?

Мы видим перспективы дальнейшего развития кластера фармацевтической промышленности и инновационной медицины в Ярославской области. Но для реализации имеющегося потенциала необходима организация, которая усилит взаимодействие резидентов фармкластера друг с другом и с органами власти регионального и федерального уровней.

Это будет организация, условно говоря, лоббистская. Вместе легче защищать свои интересы, решать проблемы. Большинство резидентов кластера откликнулись на такое предложение с энтузиазмом, потому что мы уже очень многого добились, прошли большой путь.

Сегодня можно сказать, что ярославский фармкластер — один из лучших в России. Он существует не на бумаге, а реально функционирует, и надо создавать благоприятные условия для его дальнейшего развития. Образование и наука в этом НКО тоже обязательно будут присутствовать.

В нынешней непростой экономической ситуации появление новых резидентов кластера, наверное, равносильно чуду. И все-таки: осталось ли какие-то проекты в «портфеле»?

Честно сказать, сегодня у нас заморожены контакты лишь с одним потенциальным резидентом — американской компанией «Эббот». Но это, может, и к лучшему, поскольку в СМИ прошла информация, что они обязывают работников своего российского предприятия соблюдать санкции против РФ.

Все остальные проекты реализуются. Мы продолжаем работу с индийской компанией «Кадила», которая намерена в перспективе построить производство в селе Красное под Переславлем. Есть интерес к региону у словенцев, еще у одной индийской компании, но из-за осложнившейся экономической ситуации они пока осторожничают.

Кроме того, в этом году в Ярославле мы начнем строить центр сертификации лекарственных средств — филиал федеральной структуры. Решение на самом высоком уровне уже принято, поскольку у нас целый куст фармпредприятий. То есть мы имеем все основания назвать себя регионом, где фармацевтическая индустрия создана и системно работает.

Элина Труханова, Российская газета, Ярославль