Активность Большой фармы по результатам 2014 года

0
1434

Прошедший год по праву можно назвать рекордным для фармацевтической отрасли сразу по многим показателям. В 2014 г. рекордные темпы развития были отмечены по ряду показателей на фондовом рынке, по объему инвестиций в сделки по слиянию и поглощению (mergers and acquisitions — M&A) фармацевтических и биотехнологических компаний на мировом фармрынке, а также по количеству одобренных Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration — FDA) инновационных препаратов. Неплохо, не правда ли? Однако снимает ли, например, последний факт вопрос о снижении продуктивности R&D-разработок? Какими новинками пополнился фармрынок США в 2014 г.? К чему привела активность фармкомпаний в сфере слияний и поглощений? Какими успехами на фондовых рынках могут похвастать фармкомпании? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в данной публикации.

НЕОЖИДАННАЯ ЛЮБОВЬ ИНВЕСТОРОВ

Акции компаний, работающих в сфере здравоохранения, по-прежнему остаются популярными среди инвесторов. Все основные фондовые индексы в США, Европе и Японии продемонстрировали рост по итогам 2014 г. (табл. 1).

rynki1

При этом США, как и во многих других сферах, задают темп, что четко демонстрирует динамика фондового индекса NBI (Nasdaq Biotechnology Index), удерживающего первую позицию среди наиболее значимых фондовых индексов в мире.

Несмотря на то что данный показатель в 2014 г. так и не достиг значений предыдущего года (66%), он все же удвоился по сравнению с предыдущим пиковым значением, отмеченным в 2000 г. и ставшим результатом больших надежд, возлагаемых на открытия в области геномики.

В Европе инвесторы, работающие с акциями компаний сферы здравоохранения, переходят на более обширные рынки. Тем не менее, они будут еще более озабочены вялым экономическим ростом и грохотом политической нестабильности на востоке Европы.

В прошлом году Большая Фарма действительно принесла прибыль своим инвесторам, убедив последних в том, что проблемы с продуктивностью R&D остались позади. Это достигнуто благодаря существенному увеличению доходов ряда компаний, а также выведению на рынок новых перспективных препаратов, что и позволило улучшить имидж компаний, работающих в сфере здравоохранения, в глазах инвесторов.

Такой результат, по мнению экспертов, был обусловлен как выведением новых препаратов, так и уменьшением количества препаратов, срок патентной защиты которых истекает в ближайшее время.

Какие же фармацевтические и биотехнологические компании были наиболее успешными на фондовых рынках в прошедшем году? Наибольший показатель прироста стоимости акций по итогам 2014 г. среди представителей Большой Фармы был отмечен у американской фармацевтической компании «Eli Lilly», стоимость акций которой находится на наиболее высоком уровне с 2004 г. (табл. 2). При этом прирост стоимости акций компании по итогам 2014 г. по сравнению с предыдущим годом составил 35%.

rynki12

Такое значительное повышение стоимости акций было достигнуто несмотря на истечение патентной защиты на многие препараты компании, а также отсутствие уверенности в успешной коммерциализации кандидатов в препараты, находящихся на поздних стадиях разработки.

Вторая позиция досталась компании «AbbVie». Инвесторов не смутила возможная конкурентная угроза со стороны биосимиляров по отношению к антиревматическому лекарственному средству Humira — наиболее продаваемому препарату по итогам 2014 г., который принес «AbbVie» 14 млрд дол. дохода от продаж. Инвесторы предпочли сфокусировать свое внимание на потенциале препарата для лечения гепатита С Viekira Pak.

Ожидается, что объем продаж препарата-конкурента Sovaldi (компания «Gilead Sciencе») достигнет максимального показателя — 3,4 млрд дол. в 2016 г. Расширение продуктового портфеля компании «AbbVie» за счет препаратов компании «Shire» сорвалось, по­этому остается надеяться, что 21 млрд дол., вложенных в приобретение «Pharmacyclics», в этом году будет достаточно, чтобы улучшить показатели компании и получить одобрение от акционеров.

Третью позицию заняла компания «AstraZeneca», которая вышла из переговоров о поглощении с «Pfizer» в гораздо лучшей форме. Однако продуктовый портфель «AstraZeneca», также как и «Eli Lilly», нуждается в пополнении перспективными лекарственными средствами.

Другой интересной для анализа группой среди компаний, работающих в сфере здравоохранения, являются компании «Вне Большой Фармы». Это группа компаний, объем рыночной капитализации которых превышает 25 млрд дол., и которая включает 21 мультинационального производителя лекарственных средств. Повышение стоимости акций компаний этой группы в 2014 г. было даже более впечатляющим по сравнению с Большой Фармой (табл. 3). Ни один из представителей этой группы не закончил 2014 г. с негативным показателем изменения стоимости акций по сравнению с 2013 г.

rynki13

Большие биотехнологические компании, такие как «Gilead Sciences», «Celgene» и «Biogen Idec», зарекомендовали себя как мощные генераторы финансовых потоков. Этому способствовал лонч таких перспективных препаратов, как Sovaldi и Tecfidera, что стимулировало инвесторов к высокой оценке акций таких компаний.

Переговоры о приобретении «Allergan» компанией «Actavis» способствовали повышению стоимости акций обеих этих компаний. В то же время неудавшаяся сделка по поглощению компанией «AbbVie» биотехнологической компании «Shire» привела к повышению стоимости акций последней.

Разговоры о поглощении также сыграли положительную роль и для некоторых других биотехнологических компаний поменьше, например таких как «Actelion», прирост стоимости акции которой по итогам 2014 г. составил 53%.

Однако повышение стоимости акций других компаний, например «Vertex Pharmaceuticals», было обусловлено удачным лончем новых препаратов. Так, например, «Vertex Pharmaceuticals» пополнила свой продуктовый портфель препаратом для лечения легочной гипертензии Opsumit. Кроме того, перспективным считается разрабатываемая компанией комбинация Kalydeco с VX-809, предназначенная для лечения кистозного фиброза.

Компания «Bluebird Bio» является ярким примером готовности инвесторов идти на риск — цена ее акций повысилась благодаря информации об успешном проведении генной терапии при участии всего лишь 8 пациентов. Рост стоимости акций компании «Santhera» связан с успехами кандидата в препараты идебенона, предназначенного для лечения мышечной дистрофии Дюшенна. Акции французской компании «Cellectis» выросли в цене благодаря интересу инвесторов ко всему, связанному с CAR-T-терапией, подпитываемому амбициозными прогнозами экспертов.

IPO-ПАНДЕМИЯ

Энтузиазм охватил не только компании, акции которых уже давно котируются на ведущих мировых биржах, но и компании — новички на фондовых рынках. В 2014 г. отмечено рекордное количество первичных публичных размещений акций на фондовом рынке с целью привлечения инвестиций (Initial Public Offering — IPO) со стороны компаний, работающих в сфере здравоохранения (табл. 4).

rynki14

Интересно, что положительный толчок данной тенденции был дан еще в 2013 г., который продемонстрировал более чем 3-кратное увеличение суммы инвестиций, привлеченных с помощью данного механизма. В 2014 г. повышение упомянутого показателя продолжилось, увеличившись более чем в 2 раза, а количество сделок посредством IPO увеличилось с 44 в 2013 г. до 87 в 2014 г. При этом обнадеживает, что количество IPO значительно увеличилось в Европе. Такое запаздывание европейского рынка IPO свидетельствует о том, что восстановление в Старом Свете происходит медленнее, чем в США.

С другой стороны, многие европейские компании предпочитают впервые размещать акции на фондовых биржах в США. Так, из топ-10 биотехнологических компаний, которые в 2014 г. привлекли наибольший объем инвестиций посредством IPO, 7 компаний, воспользовавшихся механизмом IPO в США, были из Старого Света, в том числе компания «Forward Pharma», занявшая 3-ю позицию по объему инвестиций, привлеченных в прошлом году посредством IPO (табл. 5).

rynki15

Кроме того, топ-10 биотехнологических компаний, которые в 2014 г. привлекли наибольший объем инвестиций посредством IPO, возглавила европейская компания — а именно разработчик препаратов для лечения аллергии Circassia со штаб-квартирой в Великобритании. Компания впервые разместила свои акции на Лондонской бирже. Это, тем не менее, не меняет того факта, что остальные 9 компаний из данного списка предпочли американский фондовый рынок, разместив акции на бирже Nasdaq.

В течение 2014 г. большинство биотехнологических компаний, вошедших в топ-10 по объему инвестиций посредством IPO, продемонстрировали повышение стоимости акций вследствие значительного спроса со стороны инвесторов. Наиболее примечательными в этом случае являются примеры «Juno Therapeutics» и «Kite Pharma», прирост стоимости акций которых составил 118 и 239% соответственно. Обе эти компании работают в нашумевшем в последнее время направлении создания CAR-T-терапии, что, вероятно, объясняет повышенное внимание к ним со стороны инвесторов.

В среднем каждая из 87 компаний, разместивших акции на ключевых мировых рынках, в 2014 г. привлекла более 70 млн дол., продолжая положительную тенденцию, наметившуюся в этом отношении в последние 4 года.

Кроме того, положительный сигнал о продолжении такой тенденции дают итоги IV кв. 2014 г., в течение которого биотехнологическим компаниям удалось привлечь более 1,8 млрд дол. инвестиций посредством IPO, продемонстрировав 20 и 50% рост по сравнению с III и II кв. соответственно.

В ПОИСКАХ ЭФФЕКТИВНОСТИ R&D

Многие фармкомпании — производители лекарственных средств активно трудятся над разработкой новых продуктов, возлагая большие надежды на их будущее. Особую роль играет появление на рынке перспективных препаратов, имеющих потенциал через несколько лет после лонча превысить порог годового объема продаж в 1 млрд дол. и стать блокбастерами.

Однако инновационная деятельность также характеризуется высоким уровнем неопределенности и риска. Отличительная особенность большинства R&D-проектов — сложная прогнозируемость конечных результатов исследований и их возможной коммерциализации (выведение инновационного продукта на рынок с целью получения экономического эффекта). Вместе с тем, прибыль от реализации успешных инновационных проектов, как правило, настолько велика, что покрывает затраты по другим неудавшимся разработкам, поэтому R&D-сфера считается рискованной, но перспективной.

Именно блокбастеры являются основными драйверами роста фармацевтического рынка и важным показателем производительности отрасли. Какими успехами в этой сфере может похвастать 2014 г.? По данным аналитической компании «Evaluate Pharma», несмотря на рекордное количество одобренных в 2014 г. FDA инновационных препаратов, ожидается, что коммерческий потенциал данных средств через 5 лет после лонча все же будет ниже, чем таковой одобренных FDA инновационных лекарственных средств в 2013 г., при том, что количество препаратов, одобренных FDA в 2013 г., почти на 1/3 меньше (35 препаратов), чем в 2014 г. (50 препаратов) (рис. 1).

rynki16

Среди наиболее коммерчески успешных инновационных лекарственных средств, одобренных FDA в 2014 г., по объему продаж в США через 5 лет после лонча, по прогнозам, окажутся препараты Opdivo (ниволумаб), Harvoni (ледипасвир + софосбувир), Keytruda (пембролизумаб), Viekira Pak (омбитасвир + паритапревир + ритонавир) и Ofev (нинтеданиб) (табл. 6).

rynki17

Ожидается, что наиболее успешным в коммерческом плане среди топ-5 инновационных препаратов по объему продаж в США через 5 лет после лонча станет лекарственное средство Opdivo компании «Bristol-Myers Squibb», одобренное FDA в декабре 2014 г., предназначенное для лечения пациентов с нерезектабельной или метастатической меланомой, резистентной к другим лекарственным средствам. По прогнозам, объем продаж Opdivo в США в 2019 г. составит более 3,5 млрд дол.

Следует отметить, что в 2015 г. данное средство также получило одобрение FDA в качестве препарата для лечения пациентов с метастатическим плоскоклеточным немелкоклеточным раком легкого, который начал прогрессировать во время или после прохождения химиотерапии с препаратами платины.

Вторую строчку данного рейтинга занимает новый комбинированный препарат для безинтерфероновой терапии вирусного гепатита С 1-го генотипа — Harvoni компании «Gilead Sciences», одобренный FDA в октябре 2014 г. Данное лекарственное средство представляет собой комбинацию двух активных компонентов: софосбувира в дозе 400 мг (одобренного для лечения гепатита С в декабре 2013 г. под торговым названием Solvadi) и ледипасвира в дозе 90 мг. Механизм действия данных компонентов заключается в ингибировании ферментов, необходимых для размножения вируса гепатита C: софосбувир — ингибитор вирусной полимеразы NS5B, ледипасвир — ингибитор белка NS5A. По прогнозам, объем продаж данного лекарственного средства в 2019 г. составит 2,52 млрд дол.

Завершает тройку лидеров препарат Keytruda компании «Merck & Co», получивший одобрение FDA в сентябре 2014 г., предназначенный для лечения пациентов с нерезектабельной или метастатической меланомой, больных, у которых данная онкопатология начала прогрессировать после применения ипилимумаба, или в случае наличия у пациента мутации гена BRAF V600 после терапии ингибитором гена BRAF. Ожидается, что объем продаж данного лекарственного средства в США через 5 лет после лонча преодолеет рубеж в 2 млрд дол., что позволит препарату Keytruda занять 3-ю позицию в рейтинге топ-5 наиболее коммерчески успешных лекарственных средств в 2019 г. среди одобренных FDA инновационных препаратов в 2014 г.

В декабре 2014 г. FDA одобрило новый безинтерфероновый режим терапии вирусного гепатита С — Viekira Pak. Он включает 3 новых разработки компании «AbbVie»: омбитасвир, паритапревир, дасабувир, а также фармакокинетический усилитель ритонавир. Это уже четвертый режим терапии гепатита С, одобренный FDA в США: ранее были одобрены препараты Olysio (симепревир), Sovaldi (софосбувир) и Harvoni (софосбувир + ледипасвир). Препарат Viekira Pak может применяться в комбинации с рибавирином или без такового.

Комбинация с рибавирином показана пациентам с вирусным гепатитом С генотипа 1а с циррозом печени или без явлений цирроза. Также в комбинации с рибавирином Viekira Pak применяется при вирусном гепатите С генотипа 1b с циррозом, а при вирусном гепатите С 1b без явлений цирроза данный режим терапии может использоваться и без рибавирина в течение 12 нед. Ожидается, что объем продаж Viekira Pak в США через 5 лет после лонча составит 1,6 млрд дол.

В октябре 2014 г. одобрение FDA также получил препарат Ofev компании «Boehringer Ingelheim», предназначенный для лечения пациентов с идиопатическим легочным фиброзом. По прогнозам, через 5 лет после лонча данное средство сможет стать блокбастером, преодолев отметку в 1 млрд дол.

M&A-МАНИЯ!

M&A-сделки — проверенный инструмент фармацевтических компаний, обеспечивающий расширение бизнеса и доступ к новым регионам сбыта. Еще одной причиной для проведения M&A-сделок является возможность увеличить прибыль за счет инвестиций в крупные R&D-проекты с целью компенсировать ущерб от окончания сроков патентной защиты на оригинальные лекарственные средства. Слияние с фармацевтической компанией, которая имеет другой портфель продуктов, может усилить присутствие другой компании в определенной терапевтической области или же помочь быстро войти в новую для нее сферу. Кроме того, другая компания, вероятно, уже имеет наработки в необходимых сферах, что поможет ускорить процесс проникновения на новый рынок, поэтому тщательно продуманные M&A-сделки позволят открыть географические преимущества.

По данным аналитической компании «Evaluate Pharma», прошедший год стал рекордным по объему средств, инвестированных в M&A-сделки фармацевтических и биотехнологических компаний на мировом фармрынке, за последние 7 лет с показателем в 212 млрд дол. по итогам 182 M&A-сделок, перехватив пальму первенства от «урожайного» 2009 г., на протяжении которого была проведена 171 M&A-сделка на общую сумму 152 млрд дол. (рис. 2).

rynki18

В M&A-сфере наиболее активной оказалась компания «Actavis», которая провела две наиболее крупных сделки по слиянию и поглощению в 2014 г. Лидером по объему инвестированных средств является соглашение по приобретению компанией «Actavis» компании «Allergan» за 66 млрд дол. (табл. 7). Предполагается, что данная сделка позволит создать одну из топ-10 крупнейших глобальных фармацевтических компаний по объему продаж с ожидаемым доходом от продаж в 2015 г. в 23 млрд дол. Кроме того, данная сделка позволит компании «Actavis» присутствовать на фармацевтических рынках порядка 100 стран.

rynki19

Следует отметить, что в продуктовом портфеле компании «Allergan» представлено множество блокбастеров, что позволит увеличить доходы компании «Actavis» на фармацевтическом рынке Северной Америки в сегменте специализированных оригинальных препаратов. Ожидается, что по итогам 2015 г. у объединен­ной компании в продуктовом портфеле будут присутствовать 3 блокбастера с годовым доходом от продаж каждого в размере более 3 млрд дол. Общий объем продаж препаратов, применяющихся в гастроэнтерологии, кардиологии, в сфере женского здоровья, урологии и для лечения инфекционных заболеваний, составит около 4 млрд дол. Также «Actavis» планирует инвестировать в R&D порядка 1,7 млрд дол. в год.

Другой крупной M&A-сделкой компании «Actavis» стало приобретение компании «Forest Laboratories» за 28 млрд дол. наличными и акциями после соглашения с Федеральной торговой комиссией США (U.S. Federal Trade Commission — FTC) при условии, что компании, по обоюдному согласию, продадут ряд своих активов в целях соблюдения антимонопольных требований.

По условиям соглашения с FTC, компания «Actavis» передаст две заявки на одобрение генериков — Lamotrigine (ламотриджин) в таблетках для рассасывания и Ursodiol (урсодиол) в таблетках, компании «Impax Laboratories, Inc.». В свою очередь, «Forest Laboratories» передаст компании «Catalent Pharma Solutions» уже одобренную заявку и производственные права на генерик Рropranolol hydrochloride (пропранолола гидрохлорид) в капсулах пролонгированного действия. Кроме того, «Forest Laboratories» обязуется аннулировать лицензионное соглашение и соглашение о поставках в отношении генерика препарата Tiazac (дилтиазем) с канадской компанией «Valeant Pharmaceuticals», а также вернуть ей все права на этот препарат.

Подводя итоги, необходимо отметить, что 2014 г. был исключительно удачным для мирового фармацевтического бизнеса. Положительные результаты 2014 г. дают основания надеяться на продолжение активного развития Большой Фармы и в текущем году.

Светлана Шелепко, Евгения Лукьянчук, АПТЕКА