В этом году принято несколько законодательных актов, которые окажут серьезное влияние на обеспечение населения лекарствами и медицинскими изделиями. Так, серьезной новеллой в Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств» стала недавно принятая поправка об обязательной экспертизе взаимозаменяемости препаратов.
Это требование должно вступить в действие с 2018 года. Однако инициировавшая ее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ратует за ускорение и экспертизы, и приказов минздрава по номенклатуре взаимозаменяемых препаратов.
— Чтобы стимулировать конкуренцию, необходимо изменить систему ценообразования, — считает заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Юлия Ермакова. — Недавнее постановление правительства дает возможность принять новую методику с учетом референтных цен не с июля, как предполагалось, а значительно раньше. Для этого необходимо определить референтные страны по экономическому уровню (ВВП на душу населения), близкому к показателю нашей страны. Мы считаем, что разница должна быть не более 10-15%.
Новая методика ценообразования готовится и на лекарственные препараты, и на имплантируемые медизделия, которые используются при оказании медпомощи по программам обязательного медицинского страхования — оба документа должно утвердить своими постановлениями правительство.
— Для нас, как для предприятия, созданного под цели импортозамещения в соответствии со стратегией «Фарма-2020», прежде всего важно, чтобы новая методика в полной мере отвечала этим задачам, — говорит замглавы компании «Рафарма» Александр Агеев. — В ней предполагается, что индексация цен для российских производителей может быть выше инфляции, если будет доказано, что увеличились расходы, выросли цены на субстанции и т.д. Но это не решение проблемы.
Сегодня при регистрации предельной отпускной цены отечественный производитель может заложить не более 20% маржи, при том, что иностранные производители аналогичных препаратов получают до 500% прибыли и больше. В себестоимость препарата российский производитель не может закладывать реальные расходы на маркетинг, продвижение и т.д., как иностранная фарма. Мы эти расходы должны подтверждать. Но не можем превысить цену, уже зарегистрированную на этот препарат на территории России после 2010 года. То есть фактические затраты на производство, соответствующее стандартам GMP, инфляция, цены на субстанции не являются обоснованием для повышения себестоимости. Для иностранной фармы может быть зарегистрирована новая цена на каждый новый ввезенный препарат, в которую включается и частота «мелькания» рекламы, и расходы на визиты представителей к врачам и провизорам, и «бонусы» от этих визитов. Пока эти вопросы не будут решены, не может быть и речи о равных условиях на рынке.
Минпромторг обнародовал свои планы по замещению импорта в химической, фармацевтической и медицинской промышленности. К 2020 году должно значительно вырасти производство медицинских изделий. Планируется уменьшить зависимость от импорта различных вспомогательных принадлежностей, таких как вата (с 39 до 30%), хирургические перчатки (с 95 до 60%), катетеры (с 96 до 35%), хирургические инструменты и гипс (с 38 до 30%). Производство сложных протезов планируется повысить так, чтобы доля закупаемых по импорту снизилась с 90% до 24-55% — в зависимости от вида.
Рынок компьютерных томографов в России к 2018 году будет лишь на 12% состоять из импортных приборов — против 55% в прошлом году. А магнитно-резонансных томографов страна будет закупать лишь половину вместо 95%. Значительно вырастет производство отечественной рентгеновской аппаратуры — по импорту будет закупаться лишь 9-12% вместо 30-56, а также электрокардиографов — их будут импортировать всего 10% вместо 64. Кроме того, предусмотрены меры, замещающие импорт, и в отношении дезинфицирующих средств, холодильников, термометров.
— Объявленные планы вполне выполнимы, по крайней мере, в части рентгеновского оборудования — уже сегодня российские производители способны в большой степени обеспечить медицинскую отрасль качественной техникой, — уверен генеральный директор компании «Электрон» Александр Элинсон. — Более того, около 70-80% импортной продукции, приобретаемой ежегодно для нужд отечественного здравоохранения за последние 5 лет, уже имеет отечественные аналоги. Осталось только сломать стереотипы, преодолеть незаслуженно предвзятое отношение к отечественному продукту — с этой проблемой сталкивается, наверное, любая отрасль в нашей стране.
Кроме того, в России уже есть целый ряд примеров эффективной локализации в сфере разработки и производства медтехники. С учетом интереса к нашему рынку со стороны мировых производителей число этих проектов будет только расти. Более того, меры поддержки медицинской промышленности, которые предпринимает государство, способны значительно ускорить появление и новых отечественных разработок, которые будут не только соответствовать мировым стандартам, но и претендовать на экспортную привлекательность. В конце концов, многое из того, что создается в мире, часто делается именно с участием наших российских разработчиков.
Статистика последних месяцев подтверждает: меры господдержки меняют ситуацию в медпроме. В марте производство медизделий выросло на 17,6% по сравнению с февралем. Зафиксирован прирост производства этой продукции на 10,6% и по отношению к марту прошлого года. Всего в первом квартале произведено медицинских изделий на 6,2 млрд рублей — на 7,7% больше, чем за тот же период прошлого года.
— Важно, что это реальный рост производства, а не увеличение стоимости продукции, — комментирует заместитель директора департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности минпромторга Дмитрий Колобов. — Показатели отрасли превышают общий уровень роста цен.
— Темпы роста рынка медицинских изделий вернутся к «нормальным значениям» в 2016-2018 годах: на мировом рынке — в пределах 5-6% в год, в России — 8-10% в год, — полагает генеральный директор компании «Медитэкс» Андрей Виленский.
Татьяна Батенёва, Российская газета