За весь год ни одна из аптек Татарстана не уличена в накручивании цена на ЖНВЛП

0
1036

apteka

Наказание для аптек, которые рискуют завысить цену на особую категорию медикаментов, зависит от их статуса: контролирующие органы защищают частников от проверок, поддерживая малый и средний бизнес. При этом даже в условиях экономического кризиса большой проблемы с завышением цен на жизненно важные препараты нет.

Присутствие в аптеках жизненно важных лекарственных препаратов в Татарстане выше, чем в Поволжском федеральном округе и в целом по России. Об этом KazanFirst сообщила начальник отдела контроля обращения лекарственных средств Росздравнадзора по Татарстану Гульназ Сайфуллина.

Гульназ Сайфуллина
Гульназ Сайфуллина

По фармацевтическому рынку Татарстана в базу оперативного мониторинга ведомства в октябре 2015 года внесены данные по 477 уникальным наименованиям действующих веществ лекарственных средств, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения. Это выше общероссийского показателя на 17%.

В этом году ни одна республиканская аптека не уличена в накручивании цен на эту особую категорию медикаментов, уточнила собеседник. Их подорожание не произошло даже в условиях экономического кризиса и защищено от колебания курса валют.

Список жизненно необходимых лекарственных препаратов был обновлен и расширен 1 марта — до этого он не менялся три года.

Перечень включает более 600 различных медикаментов только с доказанной клинической эффективностью на основе двухуровневой экспертизы. Они отличаются от обычных тем, что цены на них регулирует государство путем установки предельных отпускных цен производителей и максимальных оптовых и розничных надбавок. Более 120 препаратов, входящих в этот список, пока в России не выпускаются – они находятся в процессе регистрации и должны появиться в продаже до 2018 года.

Всего же на аптечном российском рынке насчитывается 18 000 различных лекарственных препаратов.

При этом максимальная наценка на жизненно важные препараты не может составлять более 50% от цены производителя.

Последние случаи, когда местные аптеки накручивали цены на эту категорию лекарств, были зафиксированы два года назад. Нарушения были выявлены в торговых точках, где отсутствовал компьютерный учет товар и проценты надбавок выставлялись вручную.

Это было сделано не с целью получения прибыли, утверждает Сайфуллина. По ее словам, сейчас в большинстве аптек за стоимостью лекарственных препаратов следит специальная программа, в которой указан допустимый предел надбавки, и она не позволяет его изменять.

«У аптек нет интереса повышать цены на жизненно необходимые препараты — штрафы серьезные, — говорит она. — На рынке жесткая конкуренция, нет смысла дорого продавать какой-либо препарат, когда в соседней аптеке он может быть дешевле. Они работают на оборот».

Любовь Шайхутдинова
Любовь Шайхутдинова

При выявлении фактов завышения цен на особую категорию лекарств аптеку могут наказать по статье Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)». Однако само наказание зависит от статуса торговой точки: законодательство построено таким образом, что частные аптеки лучше защищены от проверок, чем государственные. К примеру, при совершении одинакового нарушения проверяющие органы вынесут частному предпринимателю более мягкое наказание.

«Мы поддерживаем бизнес и обеспечиваем зеленый коридор малому и среднему бизнесу, — объясняет замруководителя Росздравнадзора по РТ Любовь Шайхутдинова. —Для них создаются все условия, чтобы дать возможность роста и развития. Законы, в том числе КоАП, предусматривают по ним более низкую планку наказаний, чем по государственным муниципальным учреждениям».В условиях экономического кризиса большой проблемы с завышением цен на жизненно важные препараты нет, утверждает она. С начала года в России препараты, включенные в этот перечень, подорожали всего на 2% — 3%. Кроме того, государство гарантирует закупку такого лекарства.

Большинство жалоб в ведомство поступает от потребителей, недовольных ценами лекарств, цены которых не регулируются государством. В этом случае аптеки сами решают, какой должна быть надбавка. Цена может зависеть от оптовой закупки, на которую можно сделать поменьше накрутку, а также срока годности – чем она выше, тем препарат будет дороже.

«Мы, конечно, разбираемся по каждому обращению, выходим на производителя, но если речь идет не о жизненно важных препаратах, у нас нет оснований предписывать аптеке не ставить наценку», — говорит Сайфуллина.

Росздравнадзор ежемесячно проводит мониторинг цен на эту категорию лекарств – об этом перед контролирующим органом аптеки отчитываются сами. После их результаты публикуются на сайте ведомства. Однако правом проводить проверки цен с выездом на место наделены только минздрав и Госкомитет по тарифам. Одним из лицензионных требований является вопрос соблюдения установленных уровней торговых надбавок. При этом каждая аптека должна иметь открытую информацию о предельных ценах

«Аптеки за этим строго следят сами, — утверждает Сайфуллина. — Крайне редко бывает так, когда какого-то препарата из этого перечня нет в наличие. Речь идет не о прибыли —это обязательство, аптеки должны держать такие препараты. Вопрос выгодно им это или нет, не стоит».