Разница между ценами поставщиков и реализаторов в Грузии достигает 498%

0
1340

gruzia aptek

Не прекращаются разговоры о том, что на грузинском фармацевтическом рынке царит олигополия. Большую часть рынка между собой делят несколько компаний, они действуют сообща, что и объясняет дороговизну лекарств. Исследования неправительственных организаций подтверждали, что компании работали со сверхприбылью и иногда надбавка к цене лекарств достигала 300%. Сегодня ситуация на фармацевтическом рынке якобы немного изменилась. На рынке появилось несколько новых игроков, но с дороговизной лекарств пока ничего поделать не удается, пишет портал «Бизнес Грузия» со ссылкой на газету «Квирис палитра».

Причиной этого называли то курс лари, то повышение цен поставщиками лекарств и увеличенные расходы. Раз большинство медикаментов импортируется, мы решили сравнить цены поставщиков и реализаторов. Мы запросили из таможенного департамента министерства финансов информацию о таможенной цене некоторых основных медикаментов с января 2016 года по сей день. Затем мы сравнили эти данные с реальными ценами в разных аптечных сетях и получили интересную картину. Разница между ценами поставщиков и реализаторов действительно впечатляюща: в некоторых случаях она достигает 178%, 256% и даже 498%.

«В Грузии практически не регулируется качество лекарств, цены или лицензии. Когда на рынке появляется новый игрок, несколько компаний начинают апеллировать к тому, что якобы им грозит банкротство. Например, около некоторых станций метро в радиусе 100 метров есть по 3-4 филиала одной аптечной сети. Иногда они открыты почти рядом друг с другом, потому что компании боятся, чтобы это помещение не арендовали конкуренты. Если конкуренция возрастет, естественно, так они работать уже не смогут. В развитых странах оптовой и розничной реализацией лекарств занимаются разные компании. В некоторых странах это регулируется законом, а у нас компании сами импортируют, поставляют, развозят и продают. В таких случаях расходы намного меньше, а прибыль — больше», — заявил в беседе с корреспондентом издания аналитик Ассоциации молодых финансистов и бизнесменов Мераб Джаниашвили.

«Во многих странах цена на лекарство прямо устанавливается. Например, в Италии и Франции цены медикаментов определяет государство и эти цены даже не подлежат инфляции. Есть страны, где государство устанавливает оптовую и розничную цену медикамента. В некоторых странах государство ограничивает прибыль, но не на компанию в целом, а на конкретный медикамент. Если в Великобритании компания получает больше 21% прибыли за конкретный медикамент, государство полностью отнимает у компании эту прибыль. В ряде европейских стран закон гласит, что разница между таможенной и розничной ценой не должна превышать 45%. У нас это никем не контролируется, поэтому бывают случаи, когда лекарства продаются с 200%, 300% и 500% надбавкой

Исследование, проведенное 4 года назад, показало еще одну аномалию, свойственную грузинскому фармацевтическому рынку. Мы сравнили розничные цены 3 крупных фармацевтических компаний на 3 тысячи наименований медикаментов. Оказалось, что в 90% случаев цена была абсолютно одинаковой, а в остальных 10% разница составляла 1-3 тетри. Получается, что эти компании придерживаются одной ценовой политики и не хотят конкурировать друг с другом. Не нужно владеть медицинскими знаниями, чтобы понять, что т.н. дженерики должны стоить намного дешевле, чем оригиналы. В Грузии бывают и такие парадоксы, когда «дженерики» грузинского производства стоят дороже оригиналов. Более того, иногда в аптеке требуешь оригинал, а тебе предлагают «дженерик» местного производства. Тебя даже не предупреждают о том, что это не оригинал», — говорит Мераб Джаниашвили.

«Бывают случаи, когда произведенные в Грузии лекарства дешевле продаются за границей, чем в самой Грузии. После этого никто не сможет меня убедить в том, что надбавки реализаторов низки. Если они апеллируют к тому, что у них небольшая прибыль, это еще нужно выяснить. Можно специально показывать низкую прибыль и в то же время расширять свой бизнес «расходами». Именно этим занимаются фармацевтические компании в Грузии — они начали с небольшой аптечной сети и создали бизнес-империи. Начиная с импорта, розничной реализации, местного производства, клиник и заканчивая собственными страховыми компаниями. Им осталось только открыть похоронное бюро и тогда они смогут обслуживать человека с рождения до самой смерти», — заключил аналитик.