В Средневековье люди были вынуждены «лечиться» корешками и жабьей кожей. Сегодня эффективные лекарства легко доступны, но десятки процентов от выручки любой аптеки все еще составляют медикаменты-«пустышки», которые даже не могут считаться лекарствами исходя из критериев научной медицины. ПРОВЭД составил обзор групп препаратов, которые оказывают «виртуальную» помощь, но стоят реальных денег.
Гомеопатия
Когда речь идет о псевдолекарствах, часто приходится делать оговорки, вроде «по данным очень немногих исследований это все же помогает». Но гомеопатические препараты – не этот случай. По официальному заявлению ВОЗ от 2009 года, гомеопатия не имеет никакой научной базы и представляет реальную угрозу здоровью, если используется вместо настоящего лечения. Производители гомеопатических лекарств парадоксально утверждают, что действующее вещество тем сильнее, чем меньше его концентрация. К примеру, призванный профилактировать и лечить простуду «Оциллококцинум» содержит действующее вещество «Экстракт печени барбарийской утки», разведенное в концентрации 10−400. Это гарантирует, что в каждой капсуле не будет вообще ни одного атома этой самой печени, только сахар. Его лечебное действие объясняется исключительно эффектом плацебо – он немного помогает, если человек верит, что ему станет лучше. На этом эффекте основаны многие виды «лечения»: от святой воды до бабушкиного варенья. Только вот варенье не стоит по 1425 рублей за банку. Важно отметить, что в 2015 году «Оциллококцинум» входил в топ-10 самых продаваемых лекарств в аптеках Петербурга. Еще один входящий в топы продаж гомеопатический препарат – «Анаферон».
Биологически активные добавки (БАД)
Еще одна группа веществ, чрезвычайно широко представленных в российских аптеках – это БАДы. «Натуральное средство «Овесол» бережно очистит печень от шлаков и токсинов» звучит по телевизору днем и вечером. Масса подобных средств обещает улучшить зрение («Черника форте»), помочь от запоров («Фитолакс») и, конечно, похудеть («Редуксин лайт»). При этом на экране мелким бледным шрифтом значится «не является лекарством».
«БАД в нашей стране регулируются скорее как еда, чем как лекарства, то есть проверять их эффективность не надо. БАДы — это просто история с введением потребителей в заблуждение», — отмечает д.м.н. профессор Высшей школы экономики Кирилл Данишевский.
Очень часто люди сами себе ставят диагнозы и сами прописывают «лекарства», которыми регулярно оказываются БАДы. Если болезнь не выдуманная, это может привести к самым печальным последствиям.
Фитотерапия
Фитотерапия или траволечение – употребление в медицинских целях лекарственных растений. Сюда относят всевозможные «сборы», чаи, настойки и мази. Так, интернет-магазин «Травы Кавказа» предлагает растительные препараты на все случаи жизни, включая даже бесплодие и онкологические заболевания. Как отмечают специалисты, среди фитопрепаратов есть те, что действительно помогают, но их очень мало.
«Если мы подвергнем серьезным научным исследованиям эффективность фитотерапии, то в обращении останется не больше 10% травок. А от гомеопатии — вообще ничего не останется. В Гарвардской медицинской школе в течение 30 лет существовала кафедра традиционной народной медицины. После проведения огромных объемов исследований выяснилось, что лишь 7% таких методов оказывает хоть какой-то целебный эффект. Остальные абсолютно бесполезны», — сообщил Кирилл Данишевский.
При этом многие из этих трав имеют гораздо более эффективные аналоги в академическом здравоохранении. Из многих действительно лечебных растений уже давно получены действующие вещества. Так, аспирин был впервые синтезирован из коры ивы.
Ноотропы
Ноотропы – группа препаратов, призванных стимулировать кровообращение и обменные процессы в головном мозге, что должно повысить обучаемость и работоспособность, улучшить память. Многие их этих препаратов были разработаны в СССР и не имеют распространения за пределами СНГ.
«Подавляющее большинство этих препаратов не проходило действительно серьезных клинических испытаний. Таковы «Фенибут» и «Пикамилон». Производители утверждают, что они убирают бессонницу, снижают тревожность, при этом не влияют на работоспособность. Если бы эти заманчивые эффекты были реальны, можно не сомневаться, что эти вещества разлетелись бы по всему миру. Но знают их только у нас», — отмечает врач-психотерапевт Елена Осипова.
Почему их так много?
Как отмечает президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов, перечисленные группы далеко не исчерпывают список общедоступных псевдолекарств.
«Еще одной группой товаров, вред от которой совершенно точно многократно превышает пользу – спиртовые настойки: чесночная, луковая, боярышника. Все мы понимаем, что эти «лекарства» просто являются заменителями алкогольных напитков для определенных групп населения. Еще одно ужасное средство – валокардин. Он зарегистрирован в качестве сердечного средства, но от болезней сердца не лечит, а обладает лишь седативным, успокаивающим воздействием, помогающим забыть о реальных проблемах со здоровьем», — считает доктор Власов.
Многие из перечисленных препаратов крайне популярны. Подсчитать, какую долю от общего числа продаваемых средней аптекой веществ составляют пустышки очень трудно, но, по оценке Василия Власова, это десятки процентов, до половины объема продаж.
«Данная проблема существует во всех странах, принципиально она не решена нигде. Легче с этим там, где хорошо налажено обеспечение народа лекарствами, например в Великобритании. Кроме того, там практически невозможна ситуация, когда врач выписывает вам бесполезное лекарство, у нас это происходит регулярно», — считает профессор.
Хуже того, многие препараты, не имеющие никакой доказательной базы, входят в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). В частности, в список 2016 года входят не проходившие настоящих клинических испытаний «Кагоцел» и «Арбидол», в лоббировании которых СМИ неоднократно обвиняли экс-министра здравоохранения Татьяну Голикову.
Действующее законодательство запрещает рекламу лекарств, выпускаемых по рецепту, так как часто это достаточно сильнодействующие препараты. Иногда высказывается мнение, что именно это, в значительной степени, приводит к засилью «пустышек» на полках аптек. При этом разрешить рекламу рецептурных препаратов – не выход.
«Я бы запретил вообще любую рекламу любых лекарственных препаратов, так как она искажает представление людей о состоянии их здоровья и нужности лечения», — заявляет профессор Власов.
И все же главной причиной засилья бесполезных медикаментов являются не усилия производителей и попустительство государства, а особенности психологии массового потребителя.
«Проблема продажи лекарств-пустышек в магазинах, конечно, очень серьезная. Но, скорее всего, эффективного решения у нее нет. Излечение от очень многих болезней, например, от гриппа, нельзя ускорить. Успехи фармакологии ХХ века приучили людей к идее всесильности лекарств, все бессознательно убеждены, что есть какое-то средство, которое поможет. Вот они и принимают безвредные и бесполезные пустышки, вроде гомеопатии. И они, разумеется, помогают. Срабатывает эффект плацебо, а главное, при большинстве не слишком серьезных болезней наше состояние в любом случае рано или поздно улучшится. Потребителю психологически выгодней приписать это улучшение лекарству. Тогда получится, что он сделал правильный выбор», — сообщила психотерапевт Елена Осипова.
Она отмечает, что приверженность к лекарствам-пустышкам тесно связана с такими социально-психологическими феноменами как страх перед врачами, склонность к самолечению, готовность «перетерпеть болезнь» и доверие ко всему натуральному в противовес «химическому».
Проблема бесполезных лекарств не решена нигде в мире. В условиях рыночной экономики фармацевтические компании и аптеки вынуждены предлагать людям «пустышки», ведь на них не нужен рецепт, они практически не имеют побочных эффектов и противопоказаний, а их реклама почти не ограничена. Но в большинстве стран государство не стимулирует закупки неэффективных медикаментов и не включает их в перечни «жизненноважных» препаратов.
Автор: Тимофей Тумашевич