До 1 июля 2016 г. фармкомпании опубликуют данные о выплатах врачам, представляющих их интересы. Что на этот счет думает Сергей Колесников, академик РАН, сопредседатель движения «За сбережение народа», узнавали «Аргументы и Факты».
Фармацевтический рынок устроен так же, как и рынок электроники или бытовой техники. На нём много товаров со схожими свойствами, которые выглядят и стоят примерно одинаково. Разницу между тем или иным лекарством понимают лишь врачи, к которым люди приходят за советом. И прибыль производителей зависит не от рекламы, а от того, насколько убедителен будет совет доктора.
Потому-то фармкомпании не скупятся на щедрые гонорары врачам, формирующим клинические рекомендации, которые потом с экранов ТВ и со страниц газет озвучат на всю страну. Такая практика существует во всём мире — даже на Западе, где труд медиков достойно оплачивается, а законы предусматривают суровое наказание за «сотрудничество» с фармкомпаниями, и, несмотря на это, там ежегодно за руку ловят десятки медиков, не устоявших перед соблазном. Понятно, что для российских врачей подобные предложения — что манна небесная. Но если рядовые врачи подрабатывают, в основном сотрудничая с аптечными сетями и аптеками, то руководители и начмеды, специалисты, ответственные за формирование госзаказов и закупку лекарств для клиник, — основная цель фармкомпаний и их дилеров.
Это могло бы быть личным делом этих горе-спекулянтов (врачами их называть не хочется), если бы их жадность и нечистоплотность зачастую не вынуждали бы пациентов глотать лекарства с недоказанной эффективностью или выкладывать последние копейки за дорогие препараты, у которых есть дешёвые и не менее эффективные аналоги.
Сегодня достоверной информации об этом в России нет — только редкие уголовные дела. К сожалению, нет уверенности, что после публикации сумм поборов (будем называть вещи своими именами!) что-то изменится. Во-первых, данные о выплатах опубликуют лишь 64 компании (они входят в Российскую ассоциацию международных фармацевтических производителей, на которую распространяется требование Кодекса раскрытия информации) из 1064 (!), представленных на российском фармацевтическом рынке. Во-вторых, в российском законе «Об основах охраны здоровья…» за сотрудничество с фармкомпаниями предусмотрено только административное наказание (штраф, выговор и т. д.). А надеяться, что после публикации этой информации врачам, которые подсадили на ненужные лекарства полстраны, станет стыдно и они изменят свою политику, по меньшей мере наивно.