Учёные лаборатории биотехнологии Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН разрабатывают новые подходы к качественному улучшению действия противоопухолевого белка лактаптина.
По информации издания «Наука в Сибири», Лактаптин — препарат, открытый сибирскими учеными — это белковый агент из человеческого молока, способный вызывать гибель раковых клеток. В исследованиях, которые проводятся в ИХБФМ, используется генноинженерный, или рекомбинантный аналог лактаптина — RL-2. В настоящее время завершены доклинические испытания препарата, и идет его регистрация в Министерстве здравоохранения РФ. Исследователи надеются получить разрешение на проведение клинических исследований в ближайшее время.
«Сегодня RL-2 еще не является лекарством», — отмечает заместитель директора ИХБФМ СО РАН кандидат биологических наук Владимир Александрович Рихтер и добавляет, что по его прогнозам, даже при самых благоприятных условиях, клиническое исследование лактаптина может завершиться только через 3-4 года.
Владимир Рихтер предположил: если препарат станет лекарством, то его можно будет оценивать как один из самых безвредных способов борьбы с онкологическими заболеваниями. За счет своей таргетной направленности (воздействия только на раковые клетки), RL-2 является безопаснее, чем химиотерапия — яд для живых клеток, влияющий на весь организм человека.
Основная задача, которую поставили перед собой ученые ИХБФМ СО РАН — достижение максимальной терапевтической эффективности RL-2. Исследования, проводимые специалистами, направлены на изучение механизмов повышения действенности препарата и на разработку конкретных способов его усовершенствования.
Лактаптин, как и все вещества белковой природы, вводимые внутривенно, обладает рядом недостатков. Главный из них — равномерное распределение по организму. Чтобы придать препарату адресность, нужно сделать белок более специфичным к опухоли. Для этого к нему присоединяют молекулы, которые целенаправленно доставляют RL-2 в раковые клетки.
Другой недостаток, с которым борются ученые — короткое время жизни лактаптина внутри организма. Как и любое другое инородное биологическое тело, RL-2 распадается либо под действием гидролиза ферментами, либо в результате иммунного ответа организма. Так что исследования ученых в этой области направлены на защиту препарата от гидролитических ферментов, которые присоединяют воду и расщепляют белок, и маскировку от иммунной системы.
Одним из способов повышения терапевтической эффективности является совмещение функций лактаптина и онколитических вирусов, способных выборочно убивать раковые клетки. Заражение таким двойным агентом позволит существенно повысить противоопухолевый эффект . Тем не менее, этот способ усиления действенности препарата еще находится в стадии научно-исследовательской разработки. По словам Владимира Рихтера, учеными также рассматриваются и другие идеи для качественного повышения эффективности действия RL-2.
На сегодняшний день лаборатория биотехнологии ИХБФМ СО РАН уже сотрудничает с группой фармацевтических компаний «ФармЭко» и рядом других, тоже заинтересованных в лактаптине.
«У нас много целевых программ по исследованию препарата. Два гранта ФЦП, один — РФФИ и интеграционный проект с немецкими, российскими и украинскими учеными» — комментирует В. Рихтер.