Происходит попытка подменить функцию аптек на чисто торговую

0
1712
Александр Апазов
Александр Апазов

Российские аптеки прошли свой долгий и непростой путь развития в жёстких условиях рыночной экономики. Своим мнением о состоянии и проблемах аптечной системы страны с корреспондентом «ЛекОбоза» Светланой Шильковой поделился один из крупнейших специалистов в области организации здравоохранения Александр Апазов.

В 90‑е годы произошёл распад аптечной службы страны. Можно ли сказать, что он был ожидаем и неизбежен?

Нет, нельзя. Мы, «Росфарма», долго боролись, но, к сожалению, сохранить систему аптечной сети удалось только в немногих регионах. Я пять лет сохранял структуру «Союзфармации», для выполнения государственных функций подготовил концепцию перехода к рыночным отношениям, которую на первом этапе поддержал заместитель председателя Правительства Российской Федерации, но в результате её всё-таки не приняли. Считаю, была сделана огромная ошибка.

В СССР медицинская и аптечная службы были тесно связаны. В нынешних реалиях складывается впечатление, что аптеки медленно, но верно всё дальше отходят от системы здравоохранения. Кто в этом виноват и что делать?

Всегда были попытки отнести нас к торговле, что связано с особенностями нашей финансово‑хозяйственной деятельности. Но в СССР и долгие годы в Российской Федерации в структуру Министерства здравоохранения входили как лечебные, так и аптечные учреждения, а сейчас аптечных учреждений там нет. Это не только непонимание роли аптек, но и медвежья услуга всем гражданам России. Происходит попытка подменить функцию аптек — обеспечение лечебного процесса лекарственными средствами — на чисто торговую, которая подразумевает в первую очередь получение прибыли.

Нас учили, что лекарство никогда не будет действовать, если больной, врач и фармацевт не будут по одну сторону, а болезнь — по другую. Это основы существования как аптечной системы, так и всего медицинского сообщества. А сегодня получается, что они разделены, — и это плохо. Само отношение к аптечным работникам заставляет их менять своё отношение к делу, а это неправильно.

Цели, которые преследует аптечная служба, органично вписываются в общую цель Министерства здравоохранения, и отдельно фармация выполнить свою задачу просто не смогла бы, так же как и медицина. Союз «Национальная фармацевтическая палата», который я возглавляю, борется прежде всего за то, чтобы аптечная служба была в системе здравоохранения.

Число аптек в нашей стране продолжает неуклонно расти. В 1990 году нагрузка на одну аптеку составляла 9000 жителей, в 1997‑м — 8500, а в 2014‑м — 1500. Выиграли ли от этого отрасль и население?

От обилия аптек не выиграет никто. В условиях рынка аптека может быть только самоокупаемой. Для чего необходимо создать условия, в которых она сможет реализовывать лекарства в том объёме и с той наценкой, которые покрыли бы её расходы, и, главное, должного качества. Сегодня 1500 человек на одну аптеку этого никак не могут обеспечить.

В результате владельцы таких аптек, чтобы как-то компенсировать свои издержки, нарушают все нормы. Что такое фармацевтический порядок, многие и не слышали. А ведь он имеет под собой гораздо больший смысл, чем может показаться на первый взгляд. Фармацевтический порядок определяет не только качество лекарства, но и действия аптечных работников, обеспечивающих это качество.

Как бы вы охарактеризовали современного работника аптеки?

На смену старым специалистам приходят те, которые не понимают смысла аптечной системы. Сегодня в России 54 института готовят провизоров. Если брать в целом поколение провизоров, которое сейчас выходит из их стен, то оно имеет совсем иные цели, чем их предшественники, у которых было заложено понимание того, что же такое лекарство. Это самое главное, что должен был дать институт. Многие из них лекарство рассматривают только как товар. Из чего следует, что у них другие цели, а это значит, что они не соответствуют той задаче, которую ставит перед ними общество.

Раньше во главе всего стояли вопросы: кто я в этом обществе и что я могу сделать для него? Огромное значение имело моральное удовлетворение от собственного труда. Если человек без души относится к делу, он непрофессионал. Я не берусь судить обо всех, но сейчас многие молодые люди, к сожалению, этого не понимают. Провизор должен обязательно сознавать, что от его помощи зависит здоровье, а подчас и жизнь людей. Человеку, который не имеет сострадания к другому человеку, в аптечной системе делать нечего.

В своей диссертации на тему «Совершенствование управления аптечной службой в СССР в переходный период к рыночной экономике» в 1991 году вы отмечаете несовершенства системы лекарственного обеспечения в стране и проблемы, из этого вытекающие: отстающее производство лекарственных средств в стране, высокая доля импортных препаратов в общих ресурсах медикаментов и др. Что-то изменилось за эти годы?

В советское время соотношение отечественных и импортных препаратов в самом худшем случае составляло 70 и 30%. Было несовременное оборудование на заводах по производству лекарственных средств, а субстанции и вспомогательные вещества, производимые у нас, очень плохого качества.

Можно сказать, что наша промышленность по производству лекарственных средств сильно продвинулась вперёд, но мы потеряли производство субстанций (раньше 70% от общего количества).

Сейчас активно внедряются новые инновационные препараты, которые, к примеру, воздействуют на генетическом уровне. Но в каждом из них нуждается такое небольшое количество больных, что заниматься их производством на 200 или даже 1000 человек нецелесообразно. Должно быть правильное понимание, что производить, в каких объёмах и как. Важно вкладывать деньги в науку, а не просто производить копирование зарубежных препаратов.

Что хорошего было в советских аптеках, чего нет в нынешних и что стоило бы туда привнести?

Сейчас вводится стандарт GPP («Надлежащая аптечная практика»), но ведь и в советское время существовали стандарты, а контроль за аптеками был очень жёсткий. Существовал внутриведомственный контроль, были сильные эксперты по всем вопросам организации аптечной службы, которая в СССР жёстко регламентировалась во всём: площадь, количество, оборудование аптек. Сейчас часто при получении лицензии единственная норма, которая существует, — это норма наличия специалистов. В связи с чем моя оценка эффективности выполняемых задач существующей аптечной службой крайне низка. Привнести в сегодняшние аптеки необходимо сострадательное отношение к пациенту, знание лекарственных препаратов, умение аптечных работников помочь пациенту, а не знание среднего чека, сопутствующих продаж, доходности лекарств.

Аптеки сегодня: есть ли у них, на ваш взгляд, перспективы развития и необходимы ли какие-то кардинальные изменения?

Оценка роли аптек зависит от оценки качества их работы населением и от позиционирования аптечных сетей на рынке. Сейчас много людей, которые оценивают нашу службу не положительно, а отрицательно. Очень часто аптека — это только вывеска, на которой это написано, а само понятие «аптека» искажено.

Если говорить о развитии конкуренции на аптечном рынке, то все его игроки должны находиться в одинаковых условиях. А это не так. По той простой причине, что у одного аптека соответствует нормам, а у другого не аптека, а какая-то будка в 8–9 метров, в которой работают неспециалисты. И он обыгрывает по своей прибыльности настоящую аптеку. Это учреждения разной категории. Тот, кто работает честно, при таких условиях, к сожалению, выиграть не может.

Сегодня постановка диагноза и назначение правильного лечения теряют всякий смысл, если при этом у больного не будет возможности получить необходимый лекарственный препарат. Поэтому так важны все три эти составляющие. Вот на этом и должно основываться построение аптечной системы в ближайшем будущем — той, какой она должна быть. Я верю в аптечную систему и в то, что придут специалисты, которые будут правильно её развивать.