За последние четыре года в России открылось 19 новых фармпредприятий

0
1124

proizv

Доля отечественных лекарств, входящих в список жизненно необходимых и важнейших, достигла 75 процентов. Такие цифры озвучил глава Министерства промышленности и торговли России Денис Мантуров, сообщает «Российская газета».

За последние четыре года в России открылось 19 новых фармпредприятий, из них семь — при участии иностранного капитала. При этом за восемь месяцев этого года на рынок было выведено 11 новых импортозамещающих препаратов, уточнил министр.

Очередное фармацевтическое предприятие открылось на этой неделе во Владимирской области. За пять лет инвестиции в строительство завода составили 7,4 миллиарда рублей. По словам Дениса Мантурова, эта площадка может стать платформой для производства препаратов на экспорт. Там будут выпускаться свыше 50 наименований медикаментов для лечения различных онкологических заболеваний: лейкемии, рака молочной железы, желудка, поджелудочной железы.

Виктор Дмитриев
Виктор Дмитриев

Напомним, президент России Владимир Путин своим указом поручил к 2018 году довести долю отечественных лекарств из списка жизненно необходимых и важнейших до 90 процентов. Эксперты считают эту задачу выполнимой.

«Если говорить о лекарствах в упаковках, то доли отечественной продукции в 75 процентов мы достигли уже давно, — отмечает Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП). — Что касается доли в деньгах, то действительно к этой отметке приблизились только сейчас».

По остальным медикаментам, не входящим в перечень жизненно необходимых и важнейших, расклад примерно такой же, говорят в АРФП. Но здесь еще важно учитывать, что считать импортными и российскими лекарствами, замечает Дмитриев. За последние два года на территории России локализовалось достаточно много иностранных компаний, напоминает он.

«Если учитывать их продукцию, то, безусловно, мы достигли той доли отечественных препаратов, о которой говорят в минпромторге», — констатирует глава АРФП. Однако добавляет, что у всех компаний очень разная глубина переработки: кто-то только пакует лекарственные средства, то есть ввозит медикаменты в Россию в крупной таре, а здесь их уже расфасовывает в более мелкую. Есть более глубокая стадия переработки, когда из фармсубстанций делают готовые лекарственные средства.

«Сегодня у нас действует постановление правительства номер 1289 об ограничении участия иностранных производителей в бюджетных торгах, в котором говорится, что до конца 2016 года все упакованные на территории России и других стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС объединяет Россию, Казахстан, Белоруссию, Армению и Киргизию. — Прим. ред.) лекарства считаются локальным продуктом, — напоминает собеседник «Российской газеты». — После 1 января ситуация изменится: локальным продуктом будут считаться только препараты, произведенные на территории нашей страны и других участников ЕАЭС».

В целом в части импортозамещения лекарств Россия, по мнению Дмитриева, сделала серьезный шаг вперед, но это не должно стать разовой кампанией.

«Это должна быть долгосрочная политика государства, — полагает он. — Во-вторых, нужно четко понимать, что импортозамещение эффективно только тогда, когда оно нацелено на экспортный потенциал, так как если этого не будет, мы просто-напросто замкнемся на внутреннем рынке, потенциал которого исчерпаем. В-третьих, импортозамещение, с одной стороны, ни в коем случае не должно приводить к монополизму, с другой — не должно служить тормозом для входа на рынок новейших препаратов».

Сейчас помимо стран СНГ, куда отечественные фармпроизводители поставляют свою продукцию уже больше 20 лет, в зоне их особого внимания новые рынки. Прежде всего рынки развивающихся стран. Таких как Вьетнам, Малайзия, Сингапур…

«Мы потихоньку заходим в Латинскую Америку, строим завод в Никарагуа, есть контакты в Аргентине, работаем с Кубой, — рассказывает Виктор Дмитриев. — Японцы недавно выдали одной из наших компаний первый сертификат на производство субстанции. Пока речь идет не о массовом производстве, но с учетом того, что у японцев требования к качеству продукции даже жестче, чем у американцев, — это очень весомый результат».