Фармпроизводители могут не успеть приобрести оборудование для маркировки лекарств

0
3436

qr-kodВласти решили полностью защитить лекарства от подделок, заявила РБК вице-премьер Ольга Голодец. Для этого к 2018 году власти обяжут всех производителей медикаментов ставить на своей продукции специальные метки.

Вице-премьер Голодец сказала РБК, что в последнее время участились жалобы населения из-за присутствия на российском рынке контрафактных лекарственных препаратов.

«Эта проблема должна быть решена системно. По мнению специалистов, самый эффективный способ это сделать — это обязательная маркировка всех лекарств», — считает Голодец.

Такой подход, уверены в правительстве, позволит потребителям и сотрудникам проверяющих ведомств лучше контролировать качество лекарственных препаратов. Пилотный проект по маркировке лекарств специальными знаками стартует уже 1 января 2017 года, рассказали РБК в подведомственном Минздраву Росздравнадзоре. На этом этапе контрольные знаки разместят на медикаментах производителей-добровольцев. Это будет ограниченный набор дорогостоящих лекарств, предназначенных для лечения редких заболеваний, уточнили в ведомстве.

С 2018 года маркировать свою продукцию обяжут уже всех производителей лекарственных средств. В качестве контрольных знаков будут использованы двухмерные штриховые коды (Data Matrix Code). Подлинность метки можно проверить с помощью смартфона.

Уровень фальсификата на рынке составляет около 0,2%, сообщает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов со ссылкой на данные Росздравнадзора.

Экономических или социальных причин, объясняющих, почему маркировку всех лекарств решили ввести раньше, нет, уверен заместитель генерального директора фармкомпании STADA CIS Иван Глушков. Проблема с лекарственными фальсификатами не является настолько острой, указывает он. Видимо, власти надеются внедрить маркировку к президентским выборам 2018 года, полагает собеседник РБК.

Чтобы успеть к 2018 году, производители должны закупить необходимое оборудование в первом квартале 2017 года, рассказывает Глушков.

«Многие просто физически не успеют этого сделать, даже если очень захотят. В том числе это вопрос финансов», — указывает он.

Приближение сроков сводит на нет и смысл пилотного проекта 2017 года, уверен Глушков.

«Его результаты не смогут использовать другие производители, поскольку будут вынуждены приобретать оборудование и программное обеспечение до завершения пилотного проекта, — считает эксперт. — Для проекта такого масштаба запуск с колес без права на ошибку — вещь крайне рискованная».

Пилотный проект позволит отработать вопросы взаимодействия по маркировке производителей и аптек, не согласен директор по развитию оптовой компании АО НПК «Катрен» Анатолий Тенцер. Это приблизит рынок к понимаю того, какую роль в системе маркировки должен играть фармацевтический дистрибьютер, полагает эксперт.

Введение системы маркировки препаратов — один из приоритетных проектов Минздрава. По подсчетам ведомства на ее внедрение необходимо заложить 14,22 млрд руб. Все траты лягут на производителей, дистрибьютеров и аптеки, уверен Беспалов. Один аптечный сканер обойдется фармточке в 12–15 тыс. руб., промышленный сканер для производителя будет стоить уже миллионы рублей, указывает он. Это может привести к повышению цен на лекарства в среднем на 3%, считает Беспалов.