Эксперты считают, что принудительное лицензирование приведет к негативным последствиям

0
3156

Как считаю эксперты, спорным остается предложение ФАС России о закреплении в ГК РФ нормы о возможности выдачи принудительных лицензий на лекарственные препараты, передает ГАРАНТ.

В прошлом году ведомство выносило на публичное обсуждение законопроект (с текстом проекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Гражданский кодекс Российской Федерации» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов ID: 02/04/02-16/00046586), предполагающий и отмену антимонопольных иммунитетов, и установление возможности применения принудительных лицензий на лекарства. Минэкономразвития России дало отрицательное заключение на данный проект, отметив, что практика принудительного лицензирования в сфере фармпроизводства (применение принудительных лицензий в сфере здравоохранения допускается Соглашением Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) показывает, что воспроизведение препаратов по принудительной лицензии не позволяет пациентам получить быстрый доступ к нужным лекарственным средствам, поскольку предполагает не только трансфер необходимых технологий, но и проведение дополнительных испытаний качества, безопасности и эффективности таких препаратов. Несмотря на это, антимонопольное ведомство все же не отказалось от идеи применения на территории России принудительных лицензий – предлагается установить, что Правительство РФ вправе разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя, которому выплачивается соразмерная компенсация, не только в интересах национальной безопасности, как предусмотрено действующей ст. 1360 ГК РФ, но и в целях защиты жизни и здоровья граждан. Соответствующий законопроект пока не размещен в открытом доступе, но, по словам Артёма Молчанова, уже проходит процедуру согласования с заинтересованными ведомствами.

По мнению экспертов, введение таких принудительных лицензий может привести к таким негативным последствиям, как:

  • отказ от ввода на российский рынок инновационных препаратов, поскольку именно они в первую очередь могут стать объектом принудительной лицензии, применение которой в любом случае влечет убытки для производителей оригинальных лекарственных средств, тем более что о конкретных механизмах расчета и выплаты соответствующей компенсации пока вообще ничего не говорится. Как отметил исполнительный директор Ассоциации «Фармацевтические инновации» Вадим Кукава, ряд компаний уже сейчас – на этапе обсуждения идеи – заявляют о том, что не будут продавать в России определенные препараты;
  • снижение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов. По словам директора корпорации Intel по связям с правительственными организациями в России Дениса Гудыма, любая компания при принятии решения об инвестировании НИОКР в определенной стране учитывает, введено ли на ее территории принудительное лицензирование в сфере интеллектуальной собственности;
  • отсутствие стимулов к проведению исследований и разработок со стороны компаний, использующих принудительные лицензии;
  • отсутствие гарантий получения пациентами необходимых препаратов надлежащего качества. Как показывает практика, у многих компаний, получивших принудительную лицензию, нет необходимых производственных мощностей, в результате чего либо затягиваются сроки вывода на рынок аналогов оригинальных лекарств, либо сильно страдает качество таких препаратов, подчеркнул Вадим Кукава.

Таким образом, применение в России принудительных лицензий на лекарственные препараты, особенно без закрепления четкого перечня оснований для их выдачи и определения механизма расчета справедливой компенсации, нецелесообразно, уверены эксперты. К тому же, как отметила начальник управления по конкурентной политике Аналитического центра при Правительстве РФ Елена Ковалёва, на сегодняшний день в России нет ни одного прецедента выдачи принудительной лицензии по уже предусмотренным действующим законодательствам основаниям: ни по решению Правительства РФ (ст. 1360 ГК РФ), ни в связи с неиспользованием или недостаточным использованием изобретения, полезной модели или промышленного образца (ст. 1362 ГК РФ).