Минпромторг планирует уточнить критерии патентоспособности в стратегии «Фарма-2030»

0
1521

Компания Bayer заморозила проект по локализации производства противоопухолевого препарата «Нексавар» (сорафениб) в России. В холдинге пояснили, что приостановка связана с выводом на рынок аналога «Нексавара» от российской компании «Натива» во время действия патентной защиты на оригинальное лекарство. Соглашение о локализации производства «Нексавара» в 2016 году Bayer подписала с петербургской «Полисан». Организация производства полного цикла «Нексавара» должна была завершиться в 2019 году, сообщает «Коммерсант».

По оценке заместителя гендиректора Stada CIS Ивана Глушкова, объем инвестиций в трансфер технологий производства таблеточной формы выпуска, как у «Нексавара», при наличии у партнера готового оборудования не превышает €1–2 млн. Аналог «Нексавара» под брендом «Сорафениб-натив» «Натива» зарегистрировала в 2017 году. В январе 2018 года Bayer, опасаясь вывода дженерика на рынок, подала на «Нативу» в суд с требованием запретить российской компании продавать ее лекарство до истечения действия патента в 2026 году. «Нативе» удалось доказать в двух инстанциях, что при изготовлении «Сорафениб-натива» она использует собственную патентованную формулу. В ноябре Bayer добилась пересмотра своего спора с «Нативой». Суд по интеллектуальным правам отправил дело на повторное рассмотрение.

В Минздраве и Минпромторге заявили, что министерства не наделены полномочиями в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Но в Минпромторге признают необходимость урегулирования споров патентования в фармацевтике, в связи с чем ведомство планирует внести в стратегию развития фармацевтической промышленности в России до 2030 года вопросы установления дополнительных требований и уточнения критериев патентоспособности.

По мнению Ивана Глушкова, в спорах по поводу интеллектуальной собственности обе стороны пытаются манипулировать ситуацией. Так, компании-оригинаторы сетуют на то, что государство не защищает их эксклюзивные права, а производители дженериков — на препятствия со стороны чиновников по выводу на рынок более дешевых аналогов и, как следствие, улучшению лекарственной доступности, поясняет господин Глушков. При этом, отмечает он, лазейки в законодательстве находят обе стороны: оригинаторы продлевают действие патентов, а производители дженериков успевают продавать свои аналоги, пока те пытаются доказать в суде их незаконность.