Зарегулированность и запретительная политика — реалии сегодняшнего фармацевтического рынка

0
1627

На российском фармацевтическом рынке есть необходимые для лечения тяжелобольных детей лекарства, но с обеспечением ими пациентов возникают системные трудности. Об этом рассказал руководитель ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.

«Сегодня отрасль довольно здорово поднялась за последние 10-15 лет, и технические, и технологические возможности у нас есть для этого. При этом подъеме мы оказались очень зарегулированы и сегодня сталкиваемся с тем, что, даже имея препарат, неважно, ввезенный сюда, произведенный здесь, мы не хотим выходить на торги, когда нам предлагают закупить его на 80% ниже. Эта ситуация, которая сейчас складывается с противовичевыми препаратами. Три федеральных тендера с начала года не могут состояться, потому что изначально цена настолько низкая, что это даже не низкая рентабельность, это убыточность для компании. Это бизнес, и мало того, что мы думаем о прибыли, мы должны платить зарплаты, мы должны платить налоги. И прежде чем вывести любой препарат на рынок, мы считаем, когда мы вернем те инвестиции, которые мы вложили, и чем дальше, тем нам просчитать эти инвестиции все сложнее и сложнее. То нас начинают с ценами регулировать, то нам сейчас навязывают маркировку», — посетовал он.

По словам Виктора Дмитриева, 1 января страна может столкнуться с «рукотворным коллапсом», при котором препараты будут на полках, но продать их не смогут из-за того, что не читается маркировка. А маркировка может не читаться, предупредил эксперт, из-за того, что предлагают технологию, которой нет нигде в мире, и ее запуск сильно бьет по производительности фармацевтических компаний.

«Поэтому надо поменять всю систему. Сейчас идет речь о регуляторной гильотине, мы все-таки надеемся, что она отрубит все лишнее, все ненужное и сделает рынок не только прозрачным и понятным, но и самое главное позволит обеспечивать пациентов нормальными лекарствами, но при этом сохранять рентабельность у производителей», — заключил руководитель АРФП.

Также эксперт обратил внимание, что на российском фармацевтическом рынке действует запретительная политика.

«Технология принятия решений у нас запретительная, то есть проще запретить. У нас очень много активных веществ, которые были из безрецептурных переведены в рецептурные, и инициатором всегда выступало МВД. Где-то наркомания, где-то токсикомания, где-то объясняли, что народ помимо лекарств еще и пьет и это сильно бьет по печени. Меня всегда удивляло, что никто не думает о тех пациентах, которые для лечения принимают эти препараты. А это то, что пациентам необходимо постоянно. Они значительно усложнили технологию получения этих препаратов. Я не помню случаев, чтобы что-то из этого списка вернули», — рассказал Виктор Дмитриев.