Международный опыт регулирования производства и обращения ветпрепаратов

0
987

Важной частью панельной дискуссии «Вопросы регулирования производства и оборота лекарственных средств для ветеринарного применения», состоявшейся 24 сентября в рамках IV Всероссийской GMP-конференции,  организатором которой выступает Министерство промышленности и торговли России и ФБУ «Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик», стали выступления представителей иностранных инспекторов, которые рассказали о международном опыте.

Стивен Карли, директор Центра ветеринарной биологии Службы инспекции здоровья животных и растений Министерства сельского хозяйства США, рассказал о требованиях, аналогичных GMP, в США. Они закреплены в виде нормативно-правовых актов, и требования эти имеют некоторые отличия от применяемых в других странах. За контроль ветеринарных препаратов отвечает Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (Food and Drug Administration), требования к изделиям для животных прописаны в Своде федеральных нормативных актов (Code of Federal Regulations — CFR). Требования также вводятся законом Virus-Serum-Toxin Act (VSTA), работающим с 1913 года. В 1985 году в него были внесены изменения, касающиеся обязательного лицензирования. Дополнительно существуют подзаконные акты, содержащие практические рекомендации, которые постоянно изменяются в соответствии с развитием науки.

В течение последних лет ведется работа над меморандумом ветеринарной службы США (Veterinary Services Memoranda). В нем детально описан процесс инспектирования. По рекомендациям представителей отрасли рассматривается возможность использования положений из Orange Guide (т.н.Оранжевой книги) для фармацевтических производств.

Коснулся Стивен Карли и общих тематик требований Свода федеральных нормативных актов CFR и GMP: от контроля оборудования и помещений до упаковочных материалов, от контроля партий до валидации партий и документированной системы фармаконадзора.

Есть у CFR и европейского GMP и ряд отличий. CFR не требует системы контроля качества, но предполагает наличие системы документации изменений и контроля всех процессов. Но Стивен Карли отметил, что одновременно многие производители сами используют системы контроля качества, предполагающие проведение самопроверок и внутреннего аудита.

Винсент Ньювиале, инспектор фармацевтических производств препаратов для ветеринарии Французского агентства ветеринарных препаратов (ANMV), рассказал об организации инспекций во Франции. Первым этапом организации инспекции становится планирование, определение рисков на предприятии (от этого зависит частота проверки предприятия). Второй шаг — подготовка к инспектированию с отправкой уведомления о предстоящей проверке на предприятие. Инспекторы проводят документарную проверку и составляют план будущей инспекции на месте.

После проверки на месте составляется предварительное заключение, в котором описываются выявленные недостатки, которые оцениваются инспектором. Этот отчет посылается инспектируемому. После этого уполномоченное лицо со стороны предприятия присылает свой ответ по выявленным замечаниям (система корректирующих и предупреждающих действий CAPA). По каждому замечанию дается срок на устранение выявленных нарушений. Инспектор оценивает предложения по отсрочке и формирует окончательное заключение с тремя вариантами оценки, предлагая присвоить предприятию определенный статус, исходя из выявленных нарушений и предложений по их устранению. Это предложение совместно обсуждается с другими экспертами Агентства, после чего принимается коллективное решение о выдаче GMP-сертификата.

Остановился Винсент Ньювиале и на разных видах инспекций, от целей которых зависит объем проверки. Кроме того, Ньювиале перечислил основные выявляемые нарушения: мониторинг окружающей среды, валидация процесса очистки, перепланировка помещений и оборудования.

Эрик де Риддер, член управляющего комитета Международной ассоциации по гармонизации технических требований к регистрации лекарственных средств для ветеринарного применения (VICH), рассказал на конференции о работе своей ассоциации. Программа гармонизации технических требований для регистрации ветеринарной продукции была запущена в 1990-х тремя странами — Японией, Евросоюзом и США. Вскоре к числу основателей присоединились другие страны (сначала Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР), получившие статус наблюдателей. Статус наблюдателя предполагает, что страны заинтересованы в гармонизации, но не готовы сразу изменять свои требования (только полные члены VICH несут обязательства по реализации подписанных документов). Сейчас еще большее количество государств (включая Россию) являются участниками расширенного VICH Outreach Forum.

Главная цель VICH — разработка и постоянная актуализация руководств по гармонизации технических требований с гарантией обеспечения качества, эффективности и безопасности, а также с целью уменьшения использования животных и других ресурсов. Еще одна задача VICH — обеспечение единообразной трактовки всех руководств без разночтений. При этом VICH не диктует государствам, как писать национальные законы, что включать в регистрационное досье, как проводить оценку, не устанавливает стандарты безопасности.

Эрик де Риддер также сравнил деятельность VICH, OIE и Codex. VICH занимается установлением стандартов для научных исследований, OIE — стандартами по охране здоровья животных и разработкой руководств для различных органов, Codex специализируется на пищевых стандартах.

Главным органом VICH является руководящий комитет (Steering Committee), но над отдельными вопросами работают группы экспертов. В рабочих группах VICH работает равное количество представителей отрасли и государственных органов.

Гармонизация требований должна устранить дублирование процедур для взаимного признания разными странами. Такая система уже работает. Эрик де Риддер рассказал, что один препарат несколько лет назад проходил исследования в трех странах. Одна анализировала эффективность, вторая — безопасность, третья — качество.

Данил Рудняев, начальник отдела инспекции производства на соответствие требованиям надлежащей производственной практики ФГБУ «ВГНКИ», отметил, что это очень положительный пример, но такая практика невозможна без доверия между странами и признания эквивалентности исследований. Как пошутил Рудняев, страны VICH проходили путь к такому уровню доверия с 1996 по 2017 год, значит, к 2047-му Россия тоже будет доверять другим государствам.