Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила о своем намерении обновить руководство по лечению пациентов, инфицированных новым коронавирусом (SARS-CoV-19), чтобы отразить в нём результаты клинического испытания, которое показало, что гормональное лекарственное средство — глюкокортикостероид «Дексаметазон» (dexamethasone) может помочь спасти критически больных пациентов.

Было показано, что для пациентов, находящихся на аппарате ИВЛ (искусственная вентиляция легких), смертность снижается примерно на одну треть, а для пациентов, которым требуется только кислород, смертность снижается примерно на одну пятую, согласно предварительным данным. У пациентов с легкой формой заболевания преимуществ не наблюдалось.

«Это первая лекарственная терапия, которая показала снижение смертности у пациентов с COVID-19, которые нуждаются в кислороде или вентиляции легких», — заявил Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебреесус 17 июня в Женеве.

Это отличная новость, и я поздравляю правительство Великобритании, Оксфордский университет и многие больницы и пациентов в Великобритании, которые внесли свой вклад в этот спасительный научный прорыв.

ВОЗ заявляет, что с нетерпением ожидает полного анализа данных исследования в ближайшие дни, напоминая, что дексаметазон является синтетическим глюкокортикостероидом, применяемым с 1960-х годов для уменьшения воспалений при ряде состояний, включая воспалительные заболевания и некоторые виды рака. Препарат был включен в Примерный перечень основных лекарственных средств ВОЗ с 1977 года в нескольких формах. В России дексаметазон в форме таблеток и раствора для инъекций входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).

Согласно публикации Оксфордского университета, в марте 2020 года было организовано рандомизированное клиническое исследование RECOVERY, в рамках которого проводилась проверка потенциальных способов лечения COVID-19, включая низкие дозы дексаметазона. Всего было зарегистрировано более 11 500 пациентов в более чем 175 больницах Великобритании.

В общей сложности 2104 пациента были рандомизированы для получения дексаметазона (6 мг один раз в сутки перорально или внутривенно) в течение 10 дней. 4321 пациент были рандомизированны для получения обычной терапии. Среди пациентов, получавших стандартную терапию, 28-дневная смертность была самой высокой среди тех, кто нуждался в искусственной вентиляции легких — ИВЛ (41%), средней — среди получавших кислород (25%) и самой низкой — среди не требовавших респираторной поддержки (13%).

Дексаметазон снижал смертность на треть у пациентов с ИВЛ (отношение частоты 0,65 [95% доверительный интервал от 0,48 до 0,88]; р = 0,0003) и на одну пятую у других пациентов, получавших только кислород (0,80 [от 0,67 до 0,96]; р = 0,0021) , Не было выявлено никакой пользы среди тех пациентов, которым не требовалась респираторная поддержка (1,22 [0,86-1,75; р = 0,14).

Учитывая важность этих результатов для общественного здравоохранения, исследователи работают над тем, чтобы как можно скорее опубликовать полную информацию.

На эту новость уже отреагировали в руководящих органах здравоохранения Южной Кореи, там предупредили об использовании препарата для пациентов с COVID-19.

«(Препарат) уже давно используется в южнокорейских больницах для лечения пациентов с различными воспалениями», — говорит Чжон Юн Кён (Jeong Eun-kyeong), глава Корейского центра по контролю и профилактике заболеваний (KCDC).

Но некоторые эксперты предупреждают о том, что препарат не только уменьшает воспалительный ответ у пациентов, но также (ослабевает) и иммунную систему и может вызывать побочные эффекты. KCDC обсуждает использование его для пациентов с COVID-19.