Разрушитель мифов

Разбираемся, от каких представлений стоит отказаться уже сейчас.

0
611

Пандемия многое изменила и ещё многое изменит в фарминдустрии: технологии, процессы, регулирование. Немало убеждений, на которых держался рынок, неожиданно перестали быть актуальными. Разбираемся, от каких представлений стоит отказаться уже сейчас. 

МИФ 1

Global Village — эффективная концепция 

Вирус показал хрупкость глобальной системы распределения труда между странами. Например, производство большинства активных фармсубстанций (АФИ) и интермедиатов сконцентрировано в Китае. В разгар пандемии местные производители сократили или вовсе прекратили отгрузки, в результате в других странах заводы встали из-за нехватки китайского сырья. Ряд крупных фармкомпаний даже предупредил инвесторов о том, что пандемия может нанести ущерб их способности совершать своевременные закупки и производить препараты широкого спектра действия для людей, больных не COVID-19.  

Александр Семёнов, президент, «Активный компонент»:

«На фоне пандемии Китай осознал, насколько самодостаточен. Крупным фармзаводам зачастую интереснее работать на внутренний рынок. Нужно это осознать, принять и начать действовать. Мы должны научиться производить лекарственные средства самостоятельно». 

МИФ 2

За лекарством — в аптеку

Аптеки, как и все офлайн-ретейлеры, ощутили значительный отток покупателей. Зато у онлайн-ретейлеров звёздный час. Дистанционная продажа лекарственных средств не новость в мировой практике. Теперь в России она тоже возможна: Владимир Путин подписал закон, разрешающий дистанционную продажу безрецептурных препаратов и предусматривающий в условиях чрезвычайной ситуации и эпидемии возможность онлайн-продажи рецептурных лекарств. Для аптек, не имеющих сайта с опцией онлайн-заказа, наступают трудные времена. 

Станислав Богатюк, CEO, digital-агентство Medcraft:

«Аптекам и потенциальным маркетплейсам на фармрынке необходимо предоставлять новые типы услуг, чтобы привлечь аудиторию. Общий совет всем: прямо сейчас ищите экспертов и маркетологов, которые помогут вам приспособиться к диджитализации отрасли».

МИФ 3

Вывод новинки — это долго

В критической ситуации на первый план выходит скорость. Весной президент России поручил сократить сроки исследований и регистрации лекарств за счёт совмещения проведения клинических и доклинических экспериментов. Это облегчило создание российского противовирусного препарата на основе фавипиравира. Объёмная работа длилась не более трёх месяцев, включая подбор схемы для синтеза, сам синтез, доклинические и клинические исследования. И вот результат: 1 июня Россия стала второй страной в мире, зарегистрировавшей противовирусный препарат прямого действия на COVID-19.  

Александр Быков, директор по экономике здравоохранения, ГК «Р-Фарм»

«Правительству необходимо ускорить процедуру регистрации, вывода на рынок лексредств и медизделий. Действующие сейчас указания ограничены периодом пандемии. Если по её окончании указания останутся в силе, это будет означать формирование новой прогрессивной регуляторной политики». 

МИФ 4

Всё есть в инструкции

На самом деле, врачи COVID-центров часто обращаются к препаратам off label (использование препарата по параметрам, не упомянутым в официальной инструкции: по показаниям, лекарственной форме, дозировке и т. д.). Эта практика — следствие сложившейся ситуации. В условиях пандемии нового вируса медики столкнулись с отсутствием лекарственных средств и вакцин против него с доказанной эффективностью. 

Юрий Мочалин, директор по корпоративным связям, Sanofi

«Имеющиеся на рынке лекарства получают вторую жизнь, так как используются для лечения коронавируса даже без подтверждённой клиническими исследованиями эффективности. Это режим ЧС. Но именно из-за отсутствия результатов исследований фармпроизводителям следует относиться к всплеску объёмов с осторожностью». 

МИФ 5

План — гарантия стабильности 

Система долгосрочного планирования, при которой государственные медучреждения и их поставщики существуют в параметрах заранее утверждённого бюджета, в условиях ЧС не работает. Подстроиться под экстренные закупки сложно всем участникам этой цепочки, и это увеличивает неопределённость и возможность ошибки. Так, директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Елена Максимкина призналась, что некоторые регионы забыли закупить препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и не реализовали выделенный на это бюджет. Вирус обнажил проблемы планирования, а экстренные закупки заставили задуматься о смене бизнес-модели. 

Андрей Телятников, директор по госпитальному направлению, ПАО «Аптечная сеть 36,6»

«В ситуациях, подобных пандемии, долгое согласование процессов может сыграть злую шутку. Выживут те операторы, которые оперативно подстраиваются под новые условия. Например, раньше считалось, что дистрибьютор обязательно должен иметь сотрудников «в полях». В карантин люди работали дистанционно, а поставки шли. Те компании, которые быстрее переключились на онлайн-общение с врачами, получили фору».