Люди — актив или ахиллесова пята маркировки?

0
1811

В России предприятия, проходящие через внедрение маркировки, знают, что невозможной становится не только подделка продукта, но и любые искажения в производственном процессе, процессах хранения и транспортировки.

Промышленная система Track & Trace зарекомендовала себя в качестве единого центра правды между информационными системами различных контрагентов, и в роли системы, осуществляющей арбитраж информации и простоту ее консолидации. Кстати, многие международные компании уже обеспечивают идентификацию и прослеживаемость не только каждой пачки, но каждого производственного процесса. Фиксируются не просто факт отправки товара, но и другие обязательные бизнес-операции внутри предприятия, требования к хранению для гарантии качества продукта. В России же регулятор пока не требует фиксировать результаты внутренних бизнес-процессов. Однако эти требования обязательно возникнут в 2021 году. И если не со стороны власти и регуляторов, то со стороны рынка и потребителей.

Ахиллесова пята маркировки

Эксперты заявляют, что все проблемы внедрения в фармацевтической отрасли в основном интеграционные. Основные вызовы возникают на стыке четырех составляющих:

  • оборудование,
  • программное обеспечение,
  • обучение персонала
  • изменяющаяся среда (регуляторика, требования рынка и т. д.)

При этом основная ахиллесова пята маркировки — персонал, которому сложно принять новую парадигму работы даже при наличии методических рекомендаций и формализованных изменений в бизнес-процессах.

Для того, чтобы все заработало, бизнес-процессы должны измениться не только в информационной программной среде, но и в реальности. Информационная система контролирует ошибки на всех этапах создания продукта и не дает им выйти за пределы производственного предприятия. Но вместе с развитием информационной системы должны коренным образом меняться старые привычки и дотачиваться производственные процессы.

Создавать новые привычки придется долго. Несмотря на внедрение поэкземплярного учета, люди по-прежнему физически перемещают упаковки в рамках одной серии, отправляют их в другую часть производственного процесса, посылают паллеты и накладные не по тем адресам, и даже меняют шаблоны нанесения кода. Данные не бьются, и хорошо, если информационные системы позволяют это обнаружить на уровне предприятия, а не на складах контрагентов.

Почему требования к команде становятся жестче?

Команды фармпредприятий вытащили на своих плечах массу “ручных” процессов, на старте маркировки. Благодаря усилиям людей, работающих 24\7, удалось поддержать систему лекарственного обеспечения и непрерывность производственного процесса. С меньшими потерями на этом этапе столкнулись компании, которые вложились в профессиональное обучение и собрали отдельную команду под маркировку.

Статистика говорит о том, что лишь 30% из 637 предприятий провели глубокую интенсивную работу по обучению сотрудников. На значительно меньшем количестве предприятий внедрены системы профессиональной аттестации знаний и допусков к работе с информационными системами и оборудованием.

Технологии, подобные Track & Trace, действительно позволяют резко поднять качество выполнения бизнес-процессов, если только при этом требования ко всем участникам этих процессов становятся жёстче, — говорит Равиль Гимадиев, генеральный директор инвестиционно-технологического холдинга Original Group.

Цифровая маркировка в таком масштабе в России внедряется впервые. Принципиально новое поколение программного обеспечения, информационных систем, программно-аппаратных комплексов (ПАК). Новые статусы бизнес-процессов и новые форматы взаимодействия между информационными системами бизнеса и государства. Новые принципы и логика работы. Все это делает полноценное обучение команды проекта маркировки принципам и логике работы ПАК обязательным расходником.

Где у тебя кнопка? (с)

Введенный в конце 2020 года уведомительный порядок маркировки, по сути, отключил требование по соблюдению очередности отчетов и упростил необходимость их передачи. При этом сами предприятия оказались не готовы функционировать в этом режиме. Потому что даже фармкомпании не могут переписать информационную систему и перестроить свою работу за несколько дней, — рассказывает Александр Волынец, заместитель директора по инновационным проектам Кировской фармацевтической фабрики. — Когда в маркировке начались массовые сбои, наши сотрудники вручную составляли необходимые отчеты, потому что информационные системы не были готовы к отключению контролирующих функций. Получилось, что Правительство разрешает двигать товар, а волшебной кнопки нет. Надо готовить эту “кнопку” заранее, закладывая в ПО возможность частичного отключения контроля некоторых этапов маркировки.

Когда фармацевтический завод передает товар, а дистрибьютор не знает, как использовать уведомительный режим, чтобы передать препарат дальше по цепочке, система лекарственного обеспечения дает сбой. Между тем у небольших предприятий и дистрибьюторов иногда банально нет ресурса, не только, чтобы нанять хороших специалистов по маркировке, но и чтобы постоянно находится в информационном поле, держать руку на пульсе, сканировать сайты Росздравнадзора, Честного знака, работать в телеграм сообществе экспертов по маркировке, — говорит Александр Волынец, — единственный выход из ситуации — для более продвинутых игроков делиться опытом и передавать знания. Наша компания пошла дальше, мы даже помогает подрядчикам готовить файлы отчетов. На данном этапе мы готовы к тому, что маркировка будет сбоить. Систему пишут и внедряют люди, которые иногда ошибаются. Регуляторика меняется прямо в процессе, а нагрузка только растет.

В маркировке все еще нет окончательных правил. Методические рекомендации дополняются, выходят новые нормативно-правовые акты, которые регулируют процесс. Регулятор всегда выкладывает требования заранее, но разработчики все равно не всегда успевают с решением. Почему так получается? Мало поменять алгоритмы, надо их внедрить и обкатать их на практике. Вот тогда и выявляются шероховатости. Именно поэтому мы применяем гибкие методологии разработки и проводим активный мониторинг происходящих на рынке событий, — комментирует Равиль Гимадиев.

Заключение

Работа над интеграцией информационных систем через Track & Trace в 2021 году продолжится. Те, кто уже провел внедрение, займутся развитием этой промышленной системы нового класса в рамках предприятия. Остальным придется признать, что — это единственное решение, которое позволяет производителям лекарственных средств получить преимущества от внедрения маркировки.

Появится возможность создания сервисов, которые позволят оптимизировать логистику, товарооборот, управлять качеством, маркетингом и потребительским опытом. Все участники цепи поставок смогут почувствовать преимущества систем точной доставки и создать цепочки бизнес-ценности товара, определить стоимость товара с доставкой в РЦ и при поступлении в торговые точки. По-настоящему цифровой двойник цепи поставок заработает и начнет давать дивиденды всем участникам рынка, лишь когда уровни L3 появятся на каждом предприятии, а уровни L4 и L5 будут развернуты в масштабах всей страны.

По мнению глобального консорциума GS1, роль этой технологии давно выходит за пределы «идентификации и прослеживаемости». Сегодня Track & Trace — это глобальный язык бизнеса.