Российский рынок ботулинотерапии достаточно устойчив к кризисам. Он восстановился после падения 2014-2015 годов одним из первых и в дальнейшим показывал стабильный, хотя и небольшой рост.

Заметное увеличение числа инъекций ботулотоксинов (+10,2%) отмечалось в 2018 году. Пандемия вызвала закономерное падение этого рынка, но не скажется на его динамике в долгосрочной перспективе.

По данным исследования, проведенного Аналитическим бюро GxP News, 2020 год драматически сказался на рынке косметологических инъекций. Из-за самоизоляции весной 2020 года, а также  стремлению традиционных клиентов косметологов сберечь собственные средства в период роста неопределенности, количество инъекций ботулотоксинов снизилось на 24%. Это во многом сопоставимо с падением числа инъекций филлеров (-20%) и биоревитализантов (-27%).

Вместе с тем, именно рынок услуг ботулотоксинов должен восстановиться раньше прочих сегментов косметологического рынка. Даже если в этом году сегменту не удастся отыграть прошлогоднее падение числа инъекций ботулотоксинов, его рост по итогам 2021 года должен будет составить 5,8% от количества процедур прошлого года – на это указывают актуальные исследования динамики рынка.

Основная доля процедур ботулинотерапии в 2020 году, как и все годы ранее оказывался в Москве (28,6% от всех процедур проведенных в стране) и Санкт-Петербурге (9,6%). Но в Северной Столице делают примерно в три раза меньше инъекций ботулинотерапии, чем в Москве. Также весомый вклад в индустрию инъекций ботулотоксинов вносят наиболее крупные по численности населения Поволжский (13,1%), Южный (12,0%), Сибирский (11,0%) и Центральный федеральный округ (без учета Москвы — 10,4%).

Ботулинотерапия — как правило, услуга крупных клиник и медицинских центров. В этом сегменте «на дому», то есть нелегально делается только 1,6% инъекций. Чаще всего, ботулотоксины вводят в специализированных клиниках или отделениях эстетической медицины (60,3%).

Во многом этому способствует достаточно скромная доля «серых» препаратов на рынке. Благодаря усилиям крупных игроков рынка, а также профильным регуляторам и надзорным органам, даже в допандемийном 2019 году доля незарегистрированных в России препаратов не превышала 5,5% от общего натурального объема рынка. В 2020 году она стала и того меньше — 4,7%. Практически полное отсутствие «серых» дешевых аналогов ботулотоксинов делает их непривлекательными продуктами для косметологов, практикующих свои услуги на дому.

Еще одним важным обстоятельством, препятствующим проникновению «серых» ботулотоксинов в страну является то, что это единственная группа косметологических инъекционных препаратов, которые в Российской Федерации признаны лекарственным средством. Во многом именно по этой причине, косметологи, квалификация которых не соответствует требованиям Минздрава к врачу-косметологу, предпочитают не делать инъекций ботулотоксинов. По данным исследования GxP News, около 93,3% всех инъекций ботулотоксинов в стране производится специалистами, удовлетворяющими требованиям Минздрава.

В данный момент в России официально зарегистрировано 7 ботулотоксинов (1 из них российского производства) и еще столько же брендов циркулируют на рынке нелегально (отметим, что все 7 «серых» препаратов в совокупности занимают не более 6% всего объема рынка ботулотоксинов России). Причем 2 из 7 нелегальных в России ботулотоксинов официально зарегистрированы в США. Все зарегистрированные ботулотоксины относятся к типу А. Для сравнения в США FDA также официально зарегистрированы препараты на основе 7 различных токсинов, лишь 2 из них производятся за пределами США – в Китае и Южной Корее. Только 1 из одобренных FDA препаратов относится к ботулотоксинам серотипа В.