Планировалось, что 1 июля завершится действие уведомительного режима маркировки лекарств, но накануне часа икс премьер-министр Михаил Мишустин своим постановлением продлил этот режим ещё на шесть месяцев. Зачем понадобилось переносить переход к полноценной работе в системе маркировки на следующий год?
Глава правительства дал время подготовиться к переходу на новую систему последней категории участников фармрынка, ещё не подключившихся к ней. Это дистрибьюторы, аптеки, лечебные учреждения. Если с дистрибьюторами всё более-менее просто (их немного и они в целом готовы к предстоящим переменам), то с аптеками и медучреждениями дела обстоят хуже. Уровень подключения к системе среди этих организаций оставляет желать лучшего, а ведь их по всей России огромное количество!
Напомню, что в соответствии с упрощённым порядком аптеки, медицинские организации и дистрибьюторы не обязаны дожидаться от поставщиков подтверждения приёмки, чтобы поставить лекарства на баланс и пустить в продажу. Система маркировки подтверждает эти сведения автоматически на основании проверок кода товара и данных участников.
Введение упрощённого режима маркировки сразу разделило участников фармацевтического рынка на две категории. Представители первой начали активно работать с маркированным товаром и осваивать новую систему. Представители второй предпочли отложить изменения на потом, им казалось, что до 2021 года ещё далеко. Кто-то надеялся, что правительство поменяет свои планы по поводу маркировки лекарств, а то и вовсе отменит её. Уже тогда можно было предсказать, что они не подготовятся к подключению в срок. Так и вышло. Это главная причина очередной пролонгации упрощённого режима приёмки товара.
Частично позиция розничного звена мне понятна. Например, когда в аптеке идёт приёмка товара, сотрудникам сложно переключиться на освоение системы маркировки. Тем не менее сейчас им придётся найти время и возможности на подготовку к 1 февраля 2022 года.
Прежде всего аптеки и медицинские организации должны понять, что это последняя отсрочка, переносить дедлайн никто не будет. Если сейчас они не предпримут необходимых усилий, то в феврале их работа встанет. Сейчас есть возможность выбора: работать с маркированным или немаркированным товаром, через полгода вариантов не будет. Новые стандарты маркировки касаются не только нашей отрасли, это тотальный тренд, который затрагивает значительную часть потребительского рынка. Надеяться остаться в стороне — заведомо проигрышная идея.
Примером для аптек и медучреждений могут служить фармпроизводители, которые успешно включились в систему маркировки и оснастили свои предприятия необходимым оборудованием. Они тоже столкнулись со сложностями: у кого-то вставал конвейер, у кого-то было больше брака и т. д. Но, понимая, что поменять процессы в любом случае придётся, производители нашли решения. Этот сектор адаптировался к новым правилам.
Я напомню «отстающим», что их не оставили один на один с проблемами. Ситуация с маркировкой лекарственных препаратов находится на контроле у вице-губернаторов регионов, а региональные Минздравы и ЦРПТ консультируют по всем вопросам.
Важно преодолеть этот этап в срок. Когда все участники рынка войдут в систему маркировки и разом начнут работать с маркированным товаром, нагрузка на систему мониторинга движения лекарственных препаратов резко возрастёт. В этот момент отрасль ждут новые вызовы, которые мы сможем преодолеть только при условии включённости в работу всех операторов рынка.