На прошлой неделе три крупнейшие пациентские организации – Всероссийский союз пациентов, «Движение против рака» и Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!» – обратились к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой пересмотреть систему регистрации препаратов для онкобольных.
Письмо главе правительства (есть в распоряжении редакции) подписали руководители этих трех пациентских организаций. Они обеспокоены тем, что из-за системы регистрации препаратов для онкологических пациентов и действующих методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи, пациенты не могут получить адекватного лечения.
Дело в том, что с 2021 года методические рекомендации содержат изменения, предусматривающие ограниченный тариф на возмещение в системе ОМС для препаратов, не включенных в перечень ЖНВЛП, и тариф этот в ряде случаев оказывается в несколько раз ниже реальной стоимости терапии.
Существующий сейчас порядок регистрации препаратов выглядит так: препарат, если он не российского производства, регистрируется в США и Европе, затем проходит регистрацию в России, после чего попадает в клинические рекомендации и только потом может попасть (или не попасть) в список ЖНВЛП. Каждый этап занимает довольно много времени, поэтому если препарат включен в клинические рекомендации, но еще не попал в список ЖНВЛП, расходы на него не покрываются ОМС и даже 30% компенсацией фактических расходов на терапию.
«Скорость появления современных препаратов и инноваций – вопрос сохранения человеческой жизни. Месяц, день промедления – это жизнь человека, отсюда такой накал. Клинические рекомендации – основной документ, который очень скоро станет обязательным. Препараты зарегистрированы, доказали свою эффективность, включены в клинические рекомендации, но комиссия не пропускает их в ЖНВЛП, как следствие, лечебные учреждения не могут полноценно осуществлять терапию этими препаратами, потому что государство не компенсирует стоимость этих препаратов. А сами лечебные учреждения испытывают серьезные затруднения из-за пандемии, у государства серьезная задолженность перед ними. Поэтому предпочтение отдают тем схемам лечения, чья стоимость полностью покрывается государством. А это значит, что огромное количество пациентов не могут получить современную терапию и их шансы на выздоровление и сохранение жизни падают. Отсюда и возникла идея письма», –рассказывает Юрий Жулев, сопредседатель «Всероссийского союза пациентов».
Препарат, имеющий клинические рекомендации, могут и вовсе не включить в перечень ЖНВЛП. Как отмечают авторы письма, 4 августа 2021 года комиссия Минздрава включила в перечень только 1 из 12 предложенных производителями противоопухолевых препаратов.
С 2022 года ситуация может ухудшиться: с января вступит в силу п. 3 ч. 1 статьи 37 федерального закона №323. Согласно этому пункту, медицинская помощь должна оказываться на основании клинических рекомендаций Минздрава РФ. Однако медицинские учреждения в условиях ограниченного финансирования не смогут использовать в терапии препараты, включенные в клинические рекомендации, но при этом не вошедшие в перечень ЖНВЛП. А это приведет не только в тому, что пациенты не смогут получить доступ к современной и эффективной терапии, но и медучреждения окажутся в ситуации, когда они или будут вынуждены действовать в соответствии с клиническими рекомендациями, но без финансовой компенсации, или использовать альтернативные методы лечения, стоимость которых будет покрываться, но не будет соответствовать клиническим рекомендациям, что будет грозить штрафами со стороны страховых организаций.
На круглом столе, посвященном проблемам, описанным в письме, Алексей Березников, руководитель рабочей группы по организации ОМС Всероссийского союза страховщиков, отметил, что медицинские организации и сейчас зачастую действуют, руководствуясь принципом маржинальности: если схема лечения положительная – назначают ее. «Треть выявленных на экспертизе нарушений по профилю онкология связана с лекарственной противоопухолевой терапией. Зачастую врачи при выборе оптимальной терапии руководствуются не потребностями пациента и особенностями лекарственных средств, а экономическими параметрами тарификации схемы лечения. Выбор у медицинской организации прост: или лечить себе в убыток, но наиболее результативно и качественно, или с прибылью, но с потерей эффективности и качества. В итоге назначают не наиболее подходящую и эффективную терапию для пациента, а максимально выгодную для медицинской организации, где тариф максимально превышает затраты медицинской организации. Такие «экономические» показания не идут на пользу пациенту».
При создании клинических рекомендаций изначально никак не учитывается экономический фактор, то есть стоимость рекомендованного лечения, считает Евгений Имянитов, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий научным отделом биологии опухолевого роста НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова.
«Во всех странах есть бюджетные ограничения, принято признавать, что неограниченный доступ ко всем медицинским ресурсам вряд ли возможен. Сложно признать, что мы не можем каждому предоставить те варианты лечения, которые отличаются экстраординарно высокой стоимостью, особенно если их эффективность ограничена. Желательно, чтобы при формировании рекомендаций учитывалась стоимость медицинских мероприятий. Необходимо уменьшить роль субъективных факторов при формировании рекомендаций и списка ЖНВЛП. Персонализированные медицинские решения, которые отличаются от стандартных рекомендаций, также должны иметь бюджетную поддержку», – считает Евгений Имянитов.
Лекарственные препараты, включенные в клинические рекомендации, но не имеющие отдельного тарифа на возмещение в модели КСГ
- Алпелисиб – рак молочной железы
- Винфлунин – рак мочевого пузыря
- Кабозатиниб – рак паренхимы почки
- Олапариб – рак яичников, рак предстательной железы, рак молочной железы
- Паклитаксел + Альбумин – рак молочной железы и рак поджелудочной железы
- Талазопариб – рак молочной железы
- Темсиролимус – рак паренхимы почки
- Трабектидин – рак яичников